Газета,
которая объединяет

Сила «Слова»

Первый в регионе Славянский театр дал премьеру в усадьбе «Торбово»
Рубрика: Культура№ 85 (1945) от
Автор: Ирина Костенко

Посетителей пригласили на просмотр в одно из самых живописных мест области, не тронутых излишествами цивилизации. Действо развернулось в полуоткрытом шатре, разбитом на лоне дикой природы среди лесов, лугов и озер. В центре шатра пылало живое пламя огромного костра, а для гостей были приготовлены грубые деревянные лавки и столы. Да, все достаточно аскетично – зато атмосферно и необычно.

Приближение древности

Вот актер театра приветствует гостей, просит выключить «игрушки бусурманские» – и все, что связывало посетителей с современным миром и его бешеным ритмом, остается где-то позади, за десятки километров от места нашего пребывания.

А здесь и сейчас – древние времена, дикая природа и жизнь наших далеких предков, венки, хороводы, разноцветные платья, низкое пение. Здесь – великие князья, великие сражения, победы и поражения. И, конечно, человеческие чувства, которые испытывал каждый из нас – горечь потерь и утрат, любовь, отчаяние, радость обретения. Наверное, именно обращение к чувствам очень быстро сближает современных людей с героями времен древней Руси – и мы уже понимаем своих предков, их поступки, их частое обращение к природе, их мировосприятие.

Шатер, где разворачивается действо, украшен изваяниями божеств и больше похож на языческий храм. Здесь много танцуют. Но это вовсе не то, что современные горожане привыкли называть народным танцем – он естественный, ритмичный, эмоциональный. Все события происходят под музыку и голосовое сопровождение. В инструментах – явное преобладание ударных, пение – низкое, горловое, оно словно идет из самой земли.

А в центре шатра-капища горит живой огонь – вокруг него происходят важные события: сражения, плач по погибшим, обращения великих князей к своим воинам и ко всему народу. Их речь звучит так, словно она – для нас, сегодняшних.

На фоне отсветов огня все кажется каким-то сакральным, мифическим, таинственным.

Объединяющие слова

Основой первой пьесы для Славянского театра стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Кто хоть немного знаком со старинной литературой – тот знает: «Слово» – произведение красивое, живое, написанное эмоцио­нальным, певучим, витиеватым языком. И вместе с тем оно – очень сложное для восприятия. Режиссер воронежского ТЮЗа Александр Сидоренко попытался приблизить спектакль к современному зрителю, сделать его понятным, и вместе с тем передать колорит произведения, мироощущение и образ жизни древних славян.

В пьесу вошли самые яркие и важные эпизоды «Слова» – знаменитые плач Ярославны и Золотое слово Святослава, бой с половцами на реке Каяле, пленение князя Игоря, побег и возвращение домой. Особенно акцентировано внимание на разобщенности князей, на их ссорах и разногласиях. И, конечно же, на важности примирения и объединения. Согласитесь, проблема и идея – актуальны в наше время, как никогда…

Золотое слово Святослава, посвященное идее воссоединения, звучало в полной тишине, которая обеспечила особую убедительность речи. Все важные сцены обрамлены горловым пением, танцами и даже неким подобием реконструкции. Все это, с одной стороны, делает сложное произведение легковесным. С другой – также несет смысловую нагрузку. Особенно впечатлил гостей танец половчанок. Завораживали батальные сцены – настолько правдоподобно они были исполнены.

А расстояния между происходящим и зрителем почти нет – слышен каждый шорох, видна каждая деталь, вплоть до вышивки на платьях.

Не развлечений ради

Кстати, здание в форме капища сооружалось специально для спектаклей Славянского театра. Для театра изготавливался реквизит, шились костюмы…

Но все это создавалось не просто для красивых представлений, приятного времяпровождения и нестандартного отдыха. У автора проекта и управляющего комплексом «Торбово» Сергея Аксенова – другие цели.

– Мы как-то решили посчитать, сколько выделяется времени в школе на изучение древнерусской и античной истории и литературы, – поделился Сергей Николаевич. – Разница более, чем в сорок раз в пользу культуры Древних Рима и Греции! Это же страшно!

Так и появилась мысль создать некий культурный центр, где бы современные зрители смогли узнать о зарождении и развитии древнерусской культуры. Кстати, и запрос от зрителя на древнерусскую тематику тоже был. Люди живо стали интересоваться этой частью истории. И после показа «Слова» многие хотят узнать больше, перечитать, вспомнить…

– Ведь это поистине великий период в нашей истории, – считает создатель театра. – Совсем неправильно считать, что все на Руси началось со времен Крещения. Но судя по тому, как преподносится история в школах – так и получается. А дохристианский период, не менее интересный, остается без внимания. Почему? Ведь тогда жили великие люди, свершались великие события, у наших предков существовали своеобразные письменность, ремесла, быт… Словом, еще тогда, в дохристианский период, сформировалась богатейшая культура, которая легла в основу Православной Руси и России.

И это, по мнению Сергея Аксенова, не нужно забывать. Мы и без того многое утратили. Например, древние славянские скульптуры, постройки. В отличие от античных шедевров, они были деревянными. Многие памятники пострадали во время становления христианства.

Так что нам, современным людям, остается лишь беречь то, что пощадило время. И самое главное – знать о неруко­творных памятниках, помнить и любить свою историю.

Наша справка

«Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», сокращенно – «Слово») – известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета – неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события, часто датируется тем же 1185 годом, реже – 1-2 годами позже.

Кстати

В сентябре пройдет несколько показов спектакля «Слово о полку Игореве» на территории усадьбы «Торбово». А следующей премьерой Славянского театра станет спектакль по пьесе «Легенды земли Воронежской». Сейчас над ней работает писатель Олег Гончаров.