Газета,
которая объединяет

На этих подмостках

Театры Воронежа готовы к открытию театрального сезона 2015-16
Рубрика: Культура№ 87 (1947) от
Автор: Сергей Попов

Главная, пожалуй, новость наступающего театрального года: Воронежский театр оперы и балета очередной сезон (который будет для него юбилейным, 55-м по счету) открывает с новым художественным руководителем. В этом качестве станет работать ученик народного артиста СССР Геннадия Рождественского Андрей Огиевский. Открытие оперы намечено на 25 сентября.

К нам приехал

Москвич Огиевский – музыкант с мировым именем, скрипач, дирижер. Сообщается, что в Воронеж маэстро привело «стремление вывести наш театр оперы и балета на новый уровень профессионального мастерства». А также «улучшить материальное положение коллектива». И то, и другое – актуально более чем, поэтому на нового художественного руководителя возлагаются большие надежды.

Театр, открытый в 1961 году (а история его уходит корнями в 30-е годы минувшего столетия), всегда стремился органично сочетать классические традиции с современными тенденциями музыкального и театрального искусства. Увидеть воронежский балет или послушать местных солистов оперы приезжают люди из соседних, как минимум, областей. В репертуаре – спектакли различных жанров и направлений: классика мирового оперного и балетного искусства, современные постановки, оперетты, мюзиклы, музыкальные сказки для детей. Ежегодно театр становится площадкой для проведения масштабных всероссийских и международных музыкальных проектов, радует зрителей премьерами и встречами с любимыми артистами, и все эти линии собирается продолжить. Но, конечно, каждое открытие сезона – праздник особый, к нему стараются подготовить нечто «сюрпризное», яркое, запоминающееся...

С приглашенными звездами

На сей раз Андрей Огиевский представит публике большой гала-концерт, задуманный как театрализованное действо с оригинальной идеей, связующей все номера воедино. В программе наряду с выступлениями ведущих солистов оперной и балетной трупп театра заявлены номера приглашенных звезд мировой оперы – солистов Большого театра Ольги Кульчинской и Станислава Мостового, а также солистки Национального театра оперы и балета Сербии Александры Ангелов.

Согласно тому, что в 2015 году Воронеж объявлен культурной столицей СНГ, в концерте выступит исполнитель, представляющий одну из стран содружества – солист Национального театра оперы и балета Молдовы Юрий Маймеску. За дирижерским пультом, помимо самого Андрея Огиевского, зрители увидят главного дирижера театра, заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Анисичкина. За театральную составляющую гала-концерта и мизансцены отвечает приглашенный новым худруком режиссер московского театра «Новая опера» Сергей Морозов. Балетмейстер-постановщик – лауреат международного конкурса Александр Литягин. Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств РФ Валерий Кочиашвили.

Творческий Голод

Первым же из воронежских театров зрителя встретил Камерный. И не только в зрительном зале: в субботу, 5 сентября, в день старта 22-го театрального сезона в арт-галерее театра открылась выставка работ Алексея Голода – известного театрального художника, члена Союза театральных деятелей, очень рано, к сожалению, покинувшего этот мир (годы жизни: 1961 – 1999).

В 1986 году Алексей Голод окончил знаменитый ЛГИТМИК и приехал работать художником в Воронежский Академический театр драмы им. Кольцова. Двумя годами позже совместно с новым главным режиссером драмтеатра Анатолием Ивановым он поставил спектакль «Собачье сердце» в Чехословакии, который окончательно закрепил их творческий тандем, сложившийся годом ранее. Алексей Голод стал главным художником Воронежского театра драмы.

Настоящую известность и признание принес ему спектакль «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана (режиссер – Анатолий Иванов, 1989). В нем в полной мере проявилась довольно редкая для художников сцены, но весьма характерная для творчества Алексея Голода способность задавать элементам сценографии вещественную и смысловую многофункциональность. Так, занимавшая значительное пространство сцены кровать-мастодонт, метафора махрового быта 1920-х годов, выполняла тройственную функцию – и колыбель, и гроб, и кладбище.

В ожидании премьер

С Камерным театром Алексей Голод тоже сотрудничал – в дуэте с Анатолием Абдулаевым создал спектакль «Избранник судьбы» по пьесе Бернарда Шоу. А всего за 13 лет работы этот талантливый автор придумал сценографию и костюмы более чем для пяти десятков спектаклей, поставленных в разных городах России и за рубежом.

И еще одно событие грядет в Камерном в скором времени. В воскресенье, 13 сентября, на Малой сцене в 15.00 состоится лекция Алены Карась «Театр. Травма. Война» – в продолжение уже знакомого воронежцам по прошлому сезону «камерного» проекта «Лекция в театре». Вход на мероприятие бесплатный, по предварительной записи по телефону 280-12-70.

А Кольцовский театр свой 214-й сезон официально откроет 19 сентября. И тоже в новом формате: в этот день любой желающий с 14.00 до 17.00 сможет посетить храм Мельпомены – с тем, чтобы побывать на экскурсии, которую проведет художественный руководитель Владимир Петров. Экскурсии будут повторяться каждые полчаса, начиная с 14.30.

В фойе второго этажа пройдет концерт: артисты театра исполнят песни из спектаклей «Входит свободный человек», «Ворон» и др. А любители необычных развлечений смогут примерить театральные костюмы и принять участие в фотосессии на большой сцене – в декорациях спектакля «Театр» (они имитируют двухэтажный дом). Сам спектакль в афише значится на следующий день, 20 сентября.

А уже в октябре театр драмы представит две премьеры – «Море» по рассказам Ивана Бунина и сонетам Франческо Петрарки в постановке Владимира Петрова, и «Метель» – пушкинскую повесть, инсценированную Василием Сигаревым, которую ставит Никита Рак.

Только факты

Воронежский театр оперы и балета работал без художественного руководителя с июля 2015 года. Место стало вакантным по завершении контракта с Дмитрием Морозовым, который  покинул наш город.

Будем знакомы

Алена Карась – театральный критик, автор статей и эссе о современном российском и зарубежном театре. Доцент, художественный руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа. Куратор специальных проектов фестиваля «Золотая маска». В качестве эксперта сотрудничала с международным театральным фестивалем им. Чехова, «Российской газетой», радио «Эхо Москвы».