Газета,
которая объединяет

Единицы и сумма

Воронеж «принял» и оценил академические творения
Рубрика: от
Автор:

О событии говорили загодя, и вот – свершилось: в Воронежском областном художественном музее им. Крамского открылась  выставка  «В единстве творчества и вдохновения». Необыкновенна она тем, что объединила произведения членов  президиума Российской академии художеств (РАХ) – ведущих мастеров отечественного изобразительного искусства. Не то чтобы Воронеж иных «столичных» выступлений не видел никогда прежде, но каждая подобная акция – штучна. А в нашем случае ее не будет преувеличением назвать уникальной: впервые в российской провинции – столь многолюдный «десант» художников первой величины.

Не только имена

Вернисаж, на удивление, собрал не столпотворение народа. Но те, кого принято включать в так называемую воронежскую элиту – не преминули. И, надо думать, не пожалели: мощное, во всех смыслах, зрелище предложил гостям выставочный зал музея. Выставка, на мой взгляд, не по-осеннему экспрессивна; главный «виновник» такого положения вещей – конечно же, живопись.

Сказать, однако, что она «тянет одеяло на себя» – не верно. Разножанровая экспозиция буквально поражает «лица не общим выражением» каждого из ее авторов. Куда ни направься «вдоль по выставке» – будешь останавливаться едва ли не посекундно, всматриваясь в интереснейшие экспонаты. Все художники – хотя, безусловно, в разной степени – проявляются  как яркие творческие личности, индивидуальности, объединение которых в выставочном пространстве только подчеркивает «особость»  каждого.

Оно, конечно, сами имена «академиков», откомандировавших в Воронеж свое творчество, способны придавить «монументальностью». Кто не слышал о таких мастерах, как Зураб Церетели, Таир Салахов, Александр Теслик, Борис Мессерер? Но – имена именами; верить на слово – не всегда правильно. А нас о том и не просят: выставленные произведения говорят сами за себя. Убеждают, что в столицу Черноземья приехали действительно «лучшие образцы», созданные вдохновением и талантами «маститых». 

На любой вкус

Громкоголосый «мажор» от Зураба Церетели: в компании с живописными, кричащими композициями –  модель памятника народному артисту СССР Аркадию Райкину.  Это – продолжение знаменитой  портретной галереи выдающихся деятелей отечественной культуры «Мои современники».

Борис Мессерер и Любовь Савельева останавливают зрителя образно-пластическими трактовками своих сочинений, замечательный акварелист Алексей Шмаринов (в соседстве с которым, к слову, не затерялся воронежец Сергей Гулевский – также с акварелями)  проникновенно передает незамысловатые мотивы природы. Монументалист Евгений Максимов представлен как автор  росписей свода большого купола храма Христа Спасителя, Казанского собора Свято-Введенской Оптиной Пустыни и другими внушительными работами.

«Сочность» выставке придает, опять же, ее разноплановость: наряду с произведениями, выполненными в традициях академической школы (Дмитрий Жилинский, Альбина Акритас и др.), представлены «подходы» к искусству собственного изобретения (Олег Савостюк, Татьяна Назаренко и др.), современные направления изобразительного искусства – подчеркнуто выразительные, воздействующие  на  зрителя напряжением художественной формы.  Чего стоят, например, завораживающе мерцающие стереопанели визионера Константина Худякова – эффект практически театральный…

Ясность и простота

По словам директора музея Владимира Добромирова, к этой выставке  шли очень долго – начиная где-то с января. Сложностей с организацией была масса; академики – не те авторы, что привыкли выставляться коллективно. Для персональных выставок любого из них охотно распахнут двери лучшие площадки не только нашей страны. Так что собрать мэтров воедино – задачка сама по себе не из легких. Хотя, отметил Владимир Дмитриевич, со многими произведениями этой экспозиции мы встречаемся, как со старыми друзьями: видели, знаем. А руководитель областного департамента культуры Эмилия Сукочева подчеркнула: выставка открылась в рамках проекта «Воронеж – культурная столица СНГ». Который уделяет выставочной политике как таковой очень большое внимание. Уже в ближайшей перспективе «в Крамского» начнет работать выставка  белорусской иконы и  будет представлено собрание из Музея искусства народов Востока.

Сергей Гулевский – уже в ранге директора Воронежского художественного училища и главного инициатора «академической» выставки – признался: до сих пор до конца не верит, что удалось организовать ее в Воронеже. Такое «соцветие имен»! А еще один наш художник, преподаватель ВХУ Александр Золотых, поделился: активно агитировал своих студентов посетить вернисаж –  высочайший уровень надо смотреть и видеть.

– Есть вещи, которые нравятся очень  – к примеру, акварель Шмаринова, – уточнил Александр. –  Это что-то левитановское по ясности, цвету, простоте исполнения. Ну, и конечно, Теслик великолепен со своей Грецией; увидишь – и самому легко вдохновиться…

Справка «Берега»

Российская академия художеств –  правопреемница Академии художеств СССР, государственное учреждение культуры, отраслевая академия наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Учредителем РАХ является правительство Российской Федерации.

Высший орган РАХ – Сессия (общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов). В промежутках между сессиями деятельностью учреждения руководит президиум во главе с президентом. С 1997 года им является Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской  и Государственных премий СССР, академик Зураб Константинович Церетели.

100 с лишним произведений живописи, скульптуры, графики, архитектурные проекты классиков российского изобразительного искусства вошли в музейную экспозицию.