Газета,
которая объединяет

Нарезка в меню Госдумы

Депутаты хотят переделать избирательные округа под себя?
Рубрика: Политика№ 94 (1954) от
Автор: Юрий Бабаян

На днях Государственная Дума РФ утвердила в первом чтении новую нарезку одномандатных округов на выборы в российский парламент 2016 г. «Берег» уже писал, что Воронежская область была поделена на четыре округа – как и в 2003г., когда в стране состоялись последние выборы депутатов-мажоритариев. Однако с того времени принципы нарезки округов претерпели очень серьезные изменения.

Воронежско-волгоградский округ

Согласно новой схеме, крупные города, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, не сохранят свое сугубо урбанистическое деление. И если тот же Воронеж в свое время делился на два избирательных округа, то теперь его территории были поделены на три части, каждая из которых вошла в состав смешанного округа, включающего в себя как городское, так и сельское население.

Так, наиболее «городской» округ, названный «Воронежским», включит в себя левобережную часть областного центра, а также Нововоронеж, Новоусманский, Каширский и Лискинский районы области. В округ «Правобережный» войдут все оставшиеся районы города, кроме Коминтерновского, а также пять западных сельских муниципальных районов. Коминтерновский же район попадает в состав округа «Аннинский», чья территория продлится аж до границы с Волгоградской областью и включит в себя население сразу восьми районов и Борисоглебского городского округа. Оставшиеся же территории войдут в состав округа «Павловский», не имеющего привязки к областному центру.

Шансы для оппозиции

Зачем это было нужно? Один из авторов законопроекта – председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс Владимир Плигин – убежден, что новации сделают работу кандидатов и партий на округе более ответственной.

– Депутаты будущей Госдумы должны будут учитывать интересы жителей  как городов, так и сельской местности, – отмечает он. – Новая нарезка сориентирует все политические партии, инициативных людей, которые хотели бы участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, на те будущие территории, где они будут готовы бороться за права избирателей. А, соответственно, избиратели получат более полное представление о том, кто конкретно будет представлять их интересы.

Однако представители оппозиции, особенно в регионах, видят в появлении новой схеме совсем иные причины.

– Эта нарезка делалась только с одной целью — нивелировать роль относительно честного подсчета и протестного голосования, которые сконцентрированы в больших городах, – убежден лидер реготделения «Справедливой России», депутат Госдумы от Воронежской области Олег Пахолков. – Чтобы побеждали кандидаты «от администраций». Кто может быть такой мощной фигурой, чтобы реально консолидировать избирателей из спального района Воронежа и из Репьевки? Шансов у оппозиции победить в округах нет!

Избежать протеста

С тем, что новая нарезка отражает, в основном, интересы конкретной партии, согласен и лидер воронежских коммунистов, вице-спикер Воронежской областной Думы Сергей Рудаков.

– Понятно, что за счет сельских территорий власть хочет поднять общие данные по явке и снизить будущие результаты оппозиции, – уверен Сергей Иванович. – Однако надо понимать, что у управляемой демократии есть свой предел. И если города проголосуют по-своему, а результаты будут совсем другими, то это может привести и к появлению серьезных форм протеста.

Рудаков уверен: новая нарезка сама по себе имеет второстепенное значение. Главное – проблемы в политическом устройстве страны, которые требуют решения и которые отражают, в том числе, факт появления новой нарезки одномандатных округов.

Координатор реготделения ЛДПР Марина Спицына и вовсе отказалась отвечать на вопросы по нарезке. Видимо, в партии еще не согласовали свою позицию по этому вопросу с теми, кто принимает решения. Хотя вряд ли позиция либерал-демократов будет сильно отличаться от «единороссовской» – такова традиция.

Но при всей разнице мнений можно констатировать одно: если новая схема округов примет вид Федерального закона (а она примет, можно не сомневаться), то будущим кандидатам в депутаты придется попотеть за мандат вне зависимости от того, какая партия их выдвинет. Получить доверие одновременно и городского, и сельского населения – задачка не из легких.

справка

Выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г. пройдут по смешанной системе: половина из 450 депутатов будет избраны по партийным спискам, половина – по мажоритарным одномандатным округам.

Для нарезки одномандатных округов избирком сначала высчитывает единую норму представительства: общее количество избирателей в стране делят на 225 одномандатных округов. После чего количество избирателей в каждом отдельном субъекте делится на норму представительства. Полученное целое число и является тем количеством мандатов, на которые может претендовать субъект. При этом регионы, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства, по закону автоматически получают один мандат.

прямая речь

Александр Изгаршев, политолог, владелец портала Unise.ru (г. Москва):

– Навеяло: «верхи не могут, а низы не хотят»…«Верхи»: укрепление «вертикали власти» зашло слишком далеко. Кремль все это видит, но сделать уже ничего не может: сконструированная им машина по обеспечению гегемонии исполнительной власти вышла из под контроля и живет в своей логике. Несмотря на все указания Кремля обеспечить «максимально конкурентные и прозрачные выборы», оных не получается.

«Низы»: население в выборы не верит, и явка в 15-20%, включая «организованно выгнанных» бюджетников, тому свидетельство. Бизнес-элита в выборы не верит – «несогласованные» самовыдвиженцы отсутствуют как класс – себе дороже.

Эрго: результат известен заранее. Роль выборов и законодательной власти сегодня сведена практически «на ноль». Мелкие погрешности – случайно прошел лишний эсер или коммунист – ни на что не влияют: как будет голосовать эта «оппозиция», никто иллюзий не имеет.

Отсюда: новая нарезка округов – борьба не за результаты голосования для ЕР. Это «операция по прикрытию». Смысл «смычки города с деревней» – обеспечение хоть какой-то легитимности выборов. За счет дисциплинированных сельчан получить более-менее не смешную явку. Помните: «Господь с ней, с правдой, Штирлиц! Но дайте хоть какую-то версию, в которую не стыдно поверить!».

Кстати, для власти: что описывала ленинская формула про «верхи и низы», неплохо бы уже вспомнить.

Александр Слинько, профессор, доктор политических наук, заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения ВГУ:

– Никогда нарезка округов на результаты выборов особенно не влияла. Разве что в ряде малонаселенных территорий Англии, где традиции позволяют периодически менять соответствующие регламенты. Но у нас ситуация совсем иная.

В России растет активность населения, которое ищет каналы для выражения своего мнения. Население ищет партию, которая будет отражать его интересы. И если та же «Единая Россия» не будет отвечать чаяниям большинства, то ее, как в Иркутской области, попросту не выберут, как бы власть ни нарезала округа. И никакие временные меры партии власти тогда не помогут.

С другой стороны, должен совершенствоваться сам механизм проведения выборов – от использования современных технических средств до исключения всех возможных «средневековых» провалов. Это позволит увеличить доверие к выборам со стороны населения.