Газета,
которая объединяет

Развиваться с детьми

В студии Константина Хабенского обучают не только театральным дисциплинам
Рубрика: Культура№ 97 (1957) от

В дни школьных каникул, с 31 октября по 8 ноября, в Воронеже пройдет первый детский театральный фестиваль МАРШАК. В нем примут участие не только известные отечественные и зарубежные театры с нашумевшими спектаклями для детей, но и сами юные исполнители – учащиеся детских студий творческого развития Константина Хабенского из Уфы, Казани и Воронежа. О подготовке к фестивалю и о том, как эта творческая инициатива развивается в нашем городе, читателям «Берега» рассказал художественный руководитель Студии Константина Хабенского в Воронеже, заслуженный артист России Александр Новиков.

Сложный автор

– Александр, что вы покажете на фестивале МАРШАК?

– «Новый год в июне» – спектакль по рассказам Даниила Хармса. Дело в том, что в июне проходит наш студийный ежегодный фестиваль «Оперение». И для того, чтобы студии подготовились к показам, Константин Юрьевич дает какое-то задание. «Новый год в июне» –задание фестиваля «Оперение -2015», который состоялся в Санкт-Петербурге. Нашей студии ничего лучшего не пришло в голову, кроме как обратиться к рассказам Хармса. Мне кажется, это очень близко к его творчеству. Хотя Хармс – сложный все-таки автор.

– Для сцены – очень сложный…

– Вообще для восприятия. И это был определенный этап для нас: от этюдов студийных перейти к серьезному автору и попытаться понять его. Что некоторые ребята воспринимали просто в «штыки» – этого автора они не понимали. Но мы сделали над собой усилие, переступили через непонимание и, как мне кажется, обогатились общением с таким прекрасным автором.

– То есть, премьера состоялась – и это уже гарантированное качество?

– Нет. Мы все-таки не профессиональный театр. И когда выезжаем на фестиваль – показываем вариант, близкий к концертному. У нас нет возможности привезти декорации, выставить свет. Потому что все-таки мы – студия. А здесь постараемся сделать полноценный спектакль на час: с оформлением, со светом. Чтобы в этом смысле не отличались от профессиональных театров.

– Это замечательно, хотя смысл студии Хабенского – не столько в том, чтобы сделать из ребят настоящих артистов. В отличие от того, что, скажем, делает Олег Павлович Табаков, который считает, что актерскому ремеслу надо начинать обучать как можно раньше. А у вас речь об общем развитии личности, да?

– Вы правильно говорите – мы не ставим задачу «сделать» актеров. Это творческое развитие. Но, как мне кажется, все равно надо отходить от самодеятельности, от школьных показов, монтажей. И чтобы это был достаточно высокий уровень. Очень хочется, чтобы предстоящий наш показ лишний раз доказал: детская студия имеет свою индивидуальность. И в чем-то не уступает профессиональным актерам. Недаром говорится, что актеры – как дети, а здесь так сошлось, что актеры – естественно, дети. Надеюсь, зрители, которые придут на фестиваль МАРШАК, забудут, что на сцене – не профессиональные актеры, что у них нет специального образования.

Без скидок на возраст

– Надеюсь, так и будет. Хотя, если говорить о специальном образовании – с ребятами ведь занимаются профессионалы. Чему они обучают подопечных?

– В зависимости от того, что необходимо в данный момент, могут появляться дополнительные занятия. Это касается циркового искусства, вокала. А основные дисциплины – мастерство актера, сценическая речь, пластика и танец. Мы стараемся разговаривать с ребятами серьезно, не делая скидки на возраст.

– А какова судьба ваших выпускников?

– Самая разная. Одна девочка поступила в МГИМО на международную экономику. А есть ребята, которые выбрали творческий путь: кто-то поступил в школу-студию МХАТ, кто-то – в колледж Табакова, несколько человек – в академию искусств, нашу воронежскую. Так что многие выбрали путь сложный и, как я им все время говорю, не очень благодарный. Потому что, выходя на сцену, ты каждый раз заново должен пройти этот сложный путь, чтобы зритель тебе поверил. Здесь нет скидок на какие-то предыдущие заслуги.

– Дети какого возраста приходят в студию? Как осуществляется прием, какое количество детей может обучаться?

– Сейчас у нас – общегородская студия. То есть – неограниченное количество детей с 11-ти лет; это где-то с 5-го класса, и до, по-моему, 17-ти лет. Более старших стараемся не брать, потому что мы все равно несем за них какую-то ответственность. Если ребенок приходит только на год, мы не успевает дать ему то, что могли бы. А планку опускать не хочется. Важно сохранить высокую марку студии Константина.

Урок доброты

– Как Вам вообще эта инициатива Константина Хабенского, эти студии в разных городах? Студию Воронежа и, скажем, студию Уфы что объединяет?

– Прежде всего, личность самого Константина. При всей своей занятости в театре, востребованности в кино, он сделал вот такое благородное дело – организовал Фонд помощи больным детям. Много проектов этому посвящено, сами дети помогают своим сверстникам, которые попали в беду. Сам по себе урок доброты, внимания к тому, кто рядом, очень дорогого стоит. Это основное, что объединяет студии. Ну и, наверное, постижение окружающего мира посредством языка театра. Совершенно другой взгляд на то, что нас окружает.

– Вы хороший артист, звезда капустников, за плечами несколько режиссерских работ. То есть – во многих ипостасях вы себя попробовали в театре. А опыт работы в студии Константина Хабенского что вам дал?

– Пока не начал работать сам, смотрел на это дело скептически. Актер – он все равно индивидуалист. Хорошо, если еще и о партнерах думает, что сейчас редкость. Словом, я привык отвечать за себя. А здесь у тебя – ответственность за твоих, можно сказать, питомцев. Их нужно чему-то научить, а главное – не навредить. Потом, я понимаю, что фактически прохожу необходимый уровень обучения каждый раз заново. И это очень хорошо: благодаря студии, не живу своими достижениями какими-то, тем, что у меня уже есть, что всегда притупляется и превращается в штампы. В студии всякий раз начинаешь с нуля. Я сомневаюсь в профессии, стараюсь интересоваться современным театром. А что другие предлагают? Какой такой новый путь? А правилен ли он?.. Постоянно что-то для себя нахожу, вместе с детьми развиваюсь сам.

Надежда РОГОТОВСКАЯ

Интересно знать   

Воронежская студия творческого развития детей Благотворительного Фонда Константина Хабенского была открыта в октябре 2011 года. В настоящее время в ней занимается около 80 учащихся. Сегодня проект объединяет уже восемь городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Пермь, Уфа, Нижний Тагил и Воронеж.