Газета,
которая объединяет

Где молодость, там и свежесть

Воронежцам показывают результаты студенческого пленэра
Рубрика: Культура№ 97 (1957) от
Автор: Анна Жидких

Эта приятная во всех отношениях выставка развернута в зале на Кирова, 8. На днях там стартовал итоговый показ Международного студенческого пленэра «На родине И.Н. Крамского», что проходил в мае нынешнего года в Острогожске и стал одним из самых ярких мероприятий программы «Воронеж – культурная столица СНГ».

С берегов Тихой Сосны

Пленэр собрал воистину «детей разных народов»: на острогожской земле творили представители Ереванского государственного художественного колледжа им. Ф. Терлемезяна, колледжа Казахского национального университета искусств Республики Казахстан, Минского государственного художественного колледжа им. А.К. Глебова, Кишиневского художественного колледжа им. А. Плэмэдялэ, Кыргызского государственного художественного училища им. С.А. Чуйкова, Крымского художественного училища им. Н.С. Самокиша. Ну и, конечно, без участия «наших» не обошлось: Воронежское художественное училище также выступило широким фронтом. Согласно, впрочем, регламенту: каждое учебное заведение представляли по два студента и преподаватель.

Художники писали, в основном, на живописнейшем берегу речки Тихая Сосна и в окрестностях. Природа, что называется, шептала – и это нашло адекватное отражение в пленэрных работах. Они полны звенящего воздуха, эмоций, энергии молодости…

Не только, однако, острогожские красоты впечатлили участников пленэра. Для них проводили экскурсии по знаковым местам региона – показывали Дивногорье, Костомарово, Репное. Понятно, что каждая из этих территорий способна вдохновить не на один шедевр, о чем и говорили гости, послушные «завету» Окуджавы – «высокопарных слов не надо опасаться».

– Мы буквально влюбились в вашу природу, работали, будучи не в силах остановиться, – признавалась преподаватель колледжа Казахского национального университета искусств Республики Казахстан Гульнар Махинбетжанова. – Очень хотим приехать к вам еще.

«Отсебятина» и классика

Что такое работа мастера, вдохновленного природой, и демонстрирует выставка. Лично для меня самой большой ее ценностью стала та раскрепощенность, с которой молодые художники запечатлевают мир и свое к нему отношение. Национальный колорит азиатов – это нечто фантастическое само по себе; полудетский наив, стремление к сочности изображения, непосредственность авторов бывших советских республик способны тронуть и самые черствые, «слепые» сердца.

Молодежь – и это прекрасно – не озабочена соблюдением «изобразительных норм», что называется, «от» и «до». Она (надолго ли?) позволяет себе быть такой, какая есть – пусть и «проглянут» где-то неуклюжесть, неправильность, несоответствие и т.д. Этюды как таковые – а именно они представлены в экспозиции – замечательная возможность самовыразиться без оглядки на общепринятые каноны.

– Когда художник пишет этюд, – развил эту мысль председатель регионального отделения Союза художников РФ Алексей Смирнов, – перед ним не стоят заученные барьеры, те правила, которые довлеют над автором при тщательной «доводке» картины. Правила, которые мы усваиваем в учебных заведениях, и потом мучаемся от надобности их применить. В этюде его создатель передает исключительно внутренние ощущения – и смотреть на это очень приятно. Именно по этюду, мне кажется, можно предсказать будущее художника.

И засияло «Солнышко»

При всей своей «этюдности» произведения, выставленные на Кирова, однозначно говорят о профессионализме их авторов; вот когда одно не отменяет другое – «отсебятина», в хорошем смысле слова, и владение классикой – здесь и есть надежда найти искусство. Настоящее.

Помимо чисто творческих работ, на Кирова представлены росписи, сделанные по эскизам участников пленэра. Они были созданы за десять дней в детском пансионате для одаренных детей «Солнышко», что в Репном. Интересный, на мой взгляд, опыт, «подруживший» чистое творчество и практическую сторону жизни.

Руководил воронежской группой международного студенческого пленэра художник, преподаватель ВХУ Максим Аникандров. Поэтому отчасти выставка на Кирова – его бенефис: работ Аникандрова в экспозиции много, и они – останавливают, заставляют «вглядеться». И дают понять, что этому человеку есть чему научить «племя младое».

Говорил Максим Александрович, впрочем, на открытии выставки не о секретах мастерства.

– Десять дней счастья: общение без политики, споров об экономических реалиях – они остались где-то там, за спиной, – делился художник. – Все разговоры – только об изобразительном искусстве, о его путях развития, живописи, рисунке. У каждого из участников пленэра – свой регион обитания, свои проблемы. Но все было настолько здорово организовано, что люди расставались близкими друзьями. Так что спасибо организаторам этого мероприятия, мнение о котором теперь развезено по всей огромной стране – теперь уже бывшей…

Не продается вдохновенье

Мне не всегда любопытны мнения зрителей, но тут – случай особый: посмотреть на результаты трудов своих сверстников пришли студенты ВХУ, только начавшие там учиться. Я, попросив их поделиться впечатлениями от выставки, ожидала, признаться, ревнивых замечаний в стиле «так и мы можем», но услышала иное.

– По-хорошему завидую участникам пленэра, – откровенничала студентка Ольга. – Очень хотелось бы когда-нибудь оказаться на их месте. Потому что учеба – это смотреть и понимать, что и как видит мастер. Что отбирает для своей работы; на глаза-то всем попадается одно и то же, а вот как «отфильтровать» самое важное? Чтобы оно попало на холст – в виде эмоции, настроения, состояния?..

А известный воронежский художник Валерий Семенов признался, что очень хотел бы приобрести в личную коллекцию одну из выставочных работ; ее автор – представитель симферопольской школы. Но выставка таких возможностей не дает, что, на мой взгляд, тоже симптоматично: здорово, что творчество с продажей – на сей раз развели. Это тоже показательно: по молодости надо творить со всей дерзостью, не ориентируясь на рыночные «бонусы». Иначе чудотворству не бывать.

Прямая речь

«Пленэр этого года получился на удивление радостным и позитивным, – отметил директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский. – Во времена моей учебы ничего подобного для студентов не делалось; это даже представить было невозможно. Так что говорить – вот, сейчас сфера искусства страдает – нельзя. В нашей области сегодня наблюдается огромный прорыв».