Газета,
которая объединяет

«В гуле наклонного ливня…»

Воронеж отмечает 85-летие поэта Алексея Прасолова
Рубрика: Культура№ 98 (1958) от
Автор: Анна Жидких

Сегодня – событие в воронежском клубе поэтов «Поэтоград»: в городской библиотеке искусств им. А. С. Пушкина (где и базируется клуб) пройдет, начиная с 18.00, вечер памяти большого русского поэта Алексея Тимофеевича Прасолова (1930-1972). Придут литераторы – представители обоих творческих Союзов, общественные деятели, люди, знавшие Прасолова лично, любители его высокой, не побоюсь громкой оценки, поэзии…

Встреча с Твардовским

Его называют поэтом трагической судьбы: из жизни ушел рано, писал вещи, далекие от розового оптимизма. «Я услышал: корявое дерево пело, мчалась туч торопливая, темная сила, и закат, отраженный водою несмело, на воде и на небе могуче гасила…»

13 октября Алексею Прасолову исполнилось бы 85 лет. Он родился в селе Ивановка Россошанского района Воронежской области в крестьянской семье. Отец Тимофей Григорьевич оставил семью, когда Алексею было около пяти лет. Мать Вера Ивановна вместе с сыном переехала в Морозовку – село того же района, где прошли детство и отрочество поэта.

В 1947-51 годах Прасолов учился в Россошанском педагогическом училище. По окончании преподавал русский язык и литературу в сельской школе. Первые журналистские опыты и стихи публиковал в Россошанской районной газете, позже сотрудничал со многими другими районками.

Переломным моментом жизни – и не только творческой – стало знакомство молодого воронежского дарования с Александром Трифоновичем Твардовским; случилось это 3 сентября 1964 года. Тогда Прасолов писал: «Судьба дала мне встречу с одним лишь поэтом. Но им был Твардовский».

Последствия не заставили себя ждать: в 1964 году сверхпопулярный в ту пору «Новый мир» печатает десять стихо­творений неизвестного дотоле воронежского поэта. После чего Алексей Прасолов уверенно и с полным на то основанием входит в русскую литературу.

Главный памятник

«Налет каменеющей пыли – осадок пройденного дня – дождинки стремительно смыли с дороги моей и с меня. И в гуле наклонного ливня, сомкнувшего землю и высь, сверкнула извилина длинно, как будто гигантская мысль…»

В 1966 году почти одновременно издаются две книги Алексея Прасолова – «Лирика» в Москве, «День и ночь» в Воронеже. Годом позже его принимают в Союз писателей СССР. Вскоре в Центрально-Черноземном книжном издательстве выходят еще два прасоловских поэтических сборника: «Земля и зенит» (1968) и «Во имя твое» (1971). Его стихи охотно публикуют альманахи, коллективные сборники, журналы «Подъем», «Дон», «Юность», «Сибирские огни» и др.

Из жизни поэт ушел добровольно и внезапно, неожиданно для окружения: трагедия случилась на улице Беговой в Воронеже 2 февраля 1972 года. Гораздо раньше «предназначенного часа»; Прасолову шел всего-то 42-й год. Мемориальные доски его памяти установлены в Воронеже, Россоши, Хохле. Но, конечно, главный памятник Алексею Тимофеевичу – стихи «темного лирика» и книжки, из них составленные. Выходили в нашем городе и издания, посвященные жизни и творчеству Алексея Прасолова (2005 год: «На грани тьмы и света», Центр духовного возрождения Черноземного края), по стихам которого теперь даже диссертации защищают. Но сегодня вечером в библиотеке вряд ли «обрушатся» на публику академические речи ученых; 85-летний юбилей поэта сопроводят, как водится, его самобытными стихами и песнями, написанными на них. Прозвучат и воспоминания тех, кто был знаком с Алексеем Тимофеевичем, причем достаточно близко. Приглашаются все желающие, вход – свободный.

Есть мнение

«Эстрадные поэты-шестидесятники подсчитывали в стихах, сколько стран они посетили, и ничтоже сумняшеся сравнивали себя с Иисусом Христом. Творили другие уму непостижимые глупости, дискредитирующие и самих себя, и поэзию, а в это время в российской глубинке, в Воронежской области, жил настоящий поэт, – утверждает известный современный поэт и журналист Евгений Степанов. – Работал в районных и многотиражных газетах, ошибался, оступался, писал, творил. Поэт Алексей Прасолов, наследующий традициям Федора Тютчева и Александра Блока, Георгия Иванова и Николая Заболоцкого…»