Как в домашних тапочках
На днях в театре кукол «Шут» имени В.Вольховского состоялся пресс-показ спектаклей, составляющих репертуар так называемой «Малышкиной сцены». Журналистам представили, один за другим, «Тараканище» Корнея Чуковского в постановке Валентина Козловского, «Сказки бабушки Корольковой» – от того же режиссера и «Князь Владимир Красное Солнышко», сделанный в жанре «страшной истории для детей от двух лет и их родителей».
Театр в театре
«Малышкина сцена» по факту оказалась этаким «театром в театре» – под нее отдали часть буфета. «Место действия» огородили и окультурили: теперь о кондитерско-газированном прошлом этого пространства не напоминает ничего. При входе зрителям надлежит разуться и облачиться в предлагаемые тут же мягкие домашние тапочки. Атмосфера уюта – прежде всего!
Арт-директор театра Светлана Дремачева рассказала «Берегу», что идея «Малышкиной сцены» появилась у нее еще пять лет назад. Когда стало очевидно: «кукольный» зритель – все молодеет...
– Раньше мы детей до пяти лет вообще на спектакли не приглашали, – отметила Светлана Владимировна. – Но потом увидели, что малыши вполне способны воспринимать театральное искусство. Их, скорее, может дезориентировать не действо на сцене, а обстановка в зале – когда выключен свет, когда вокруг много народа. Поэтому решили подумать над тем, как создать деткам максимально комфортные условия для просмотра спектаклей. Сначала поставили цикл русских народных сказок для зрителей от двух лет – тогда еще на большой сцене. А потом решили сделать для самых маленьких отдельный театрик.
Так родилась «Малышкина сцена» – место, где ребенок может посмотреть спектакль, не отвлекаясь на внешние раздражители; свет в зале-то не гаснет, мама – рядом, никаких поводов для переживаний. А актеры говорят об очень важных вещах, глядя в глаза ребенка. И, можно не сомневаться, актерский «посыл» действительно улавливается впечатлительными детскими душами.
Играть и учиться
– Мы очень волновались перед первой премьерой, – вспоминала Светлана Дремачева. – «Тестировали» постановку на зрителях, советовались с педагогами и детскими психологами. Эффект превзошел все ожидания.
Слова арт-директора о востребованности «Малышкиной сцены» подтверждаются и упрямой статистикой: билеты уходят «влет» – в течение получаса после начала продаж раскупается очередной месяц! Оно и понятно: мест в зале-то – всего-ничего, два десятка. Тем, кто не успел, ждать еще месяц как минимум.
Главное – есть чего ждать! Три спектакля сегодняшней «Малышкиной сцены» – абсолютно разные. «Тараканище» публике представили в сентябре 2014 года. А уже в декабре маленьких зрителей ждала вторая премьера – «Сказки бабушки Корольковой». Этим летом репертуар пополнился постановкой «Князь Владимир Красное Солнышко».
«Тараканище» поначалу вообще мало напоминает спектакль. В первые минуты больше походит на развивающую игру. Персонажи (классика: мальчик и девочка) в ярких костюмах, разбросанные по сцене «объемные» буквы. Масса приемов для развития ассоциативного мышления и, заодно, освоения алфавита (буква «И», если верить спектаклю, похожа на испуганную кошку; метафоричное видение обыденных вещей – оно и взрослым-то интересно).
Далее, однако, сюжет выходит на первый план. Действо разворачивается под таким углом, что скучать не приходится ни детям, ни родителям. Прозвучало «да и рога нынче тоже недешевы...» – и лица великовозрастных зрителей расцвели улыбками. Гениальный текст Корнея Ивановича – штука многоплановая и добрая. Такие явления – настоящие раритеты.
Зрелищность постановки от ее «идейности» не пострадала. Кубик с подсветкой, внутри которого расположился исполинских размеров таракан, Луна на веревочке – атрибуты того сказочного мира, в котором комфортно всем и всегда. Никаких особенных спецэффектов, а – приятно и красиво. И уютно – как в домашних тапочках.
Браво, маэстро!
По части уютности «Сказки бабушки Корольковой» грозили даже превзойти первую постановку. Бабушки-сказительницы в платочках и с коромыслами – от одного образа веет детством и теплом. Рассказывают с улыбкой, не торопясь. Говорят много, но емко. Спектакль объединил три сказки: «Горошина», «Петух нарядный» и «Сума, дай ума». Последнюю, рассказывала Светлана Владимировна, дети понимали «не очень», а вот их отцы-бизнесмены хохотали до упаду.
Оформление сцены – простое и стильное. Стол-трансформер, деревенский антураж на горизонте. Горшки, венки, плетни, свирельки и свистульки. Синий платок в роли реки. Пожалуй, это то, что называется атмосферностью. А если сказать проще – при помощи принципиально нехитрых деталей художник-постановщик Александр Ечеин смог создать настроение. Оставив довершить дело актрисам Ларисе Борисовой и Светлане Свиридовой, с чем те справились блестяще.
Спектакль «Князь Владимир Красное Солнышко» оставил несколько иное впечатление. В нем нет легкости, свойственной предыдущим постановкам. Он какой-то… монументальный, что ли. Со специальными «хитромудрыми» декорациями, с водой на сцене, со звоном колоколов. Повествующий о Крещении Руси; в повествование вплетена масса дат и исторических контекстов. Деталей, едва ли понятных даже пятилетнему зрителю (не говоря уже о тех, кто младше).
Пространство спектакля – доброе и ласковое. Но в него ненароком проникла мысль о том, что «с тех пор мы отличаемся от остального мира тем, что добро у нас называют добром, а зло – злом». Такая опасная штука, как противопоставление своей страны прочим – настоящий удар по неокрепшему сознанию ребенка, бомба замедленного действия. Не будь этого лейтмотива – вышло бы очень здорово. Впрочем, многие критики поспешили выразить свой восторг от спектакля, никакие детали их не смутили.
Нельзя не сказать о музыке, которую для всех трех спектаклей создал композитор Александр Балаян. Тот факт, что, выйдя из зала, ты не можешь вспомнить ни одного прозвучавшего там мотива, убеждает: работа выполнена прекрасно. Театральная музыка тем и отличается от нетеатральной, что она призвана «цементировать» спектакль, а не перетягивать на себя внимание публики. Работать именно так, как в нашем случае. Браво, маэстро!
Прямая речь
«С этих спектаклей выходят абсолютно одухотворенными не только дети, но и родители, – говорит Светлана Дремачева. – Потому что, видимо, здесь происходит какой-то особый обмен энергией. Что это за явление – не знаем, пусть разбираются ученые. Но мы его видим и чувствуем».