Газета,
которая объединяет

Топтун на «охоте»

10 лет назад маньяк-насильник вызвал панику среди горожан
Рубрика: от
Автор:

Недавняя история с «семилукским маньяком» Меркуловым наделала в Воронеже шороху. После шокирующего сообщения о жестоких убийствах в Перлевке, когда невинными жертвами «мстителя» стали пожилая женщина и ее внучка, появилась информация о продолжившихся похождениях «маньяка» уже и в Воронеже. Расправа с работницей прокуратуры на ул.Ленинградской генерировала новые слухи о его кровавых «подвигах».

Три дня

В городе началась тихая паника: люди боялись отправлять детей в школу, выходить поздно из дома, полиция была переведена на усиленный режим службы. Впрочем, силовики народ несколько «успокоили», оперативно назвали мотивы подозреваемого, обозначив круг лиц, которым потенциально угрожает опасность. В основном это были конкретные судьи, чиновники и работники правоохранительных органов, которых взяли под госзащиту.

А на третьи сутки «похождений» город облетела весть о ликвидации опасного преступника, который, судя по всему, от нашей суровой действительности просто «слетел с катушек». Горожане вздохнули с облегчением…

Обстоятельства произошедшего пока выясняются, поэтому подробный рассказ об этой истории – еще впереди. В этом же материале речь пойдет о другом преступнике: жестоком и хитром убийце-насильнике, похождения которого начались 10 лет назад. С января 2005 года по март 2006-го этот сексуальный маньяк реально держал в страхе жителей Россоши и Воронежа. На его кровавом счету четыре загубленных жизни: трех девушек и одной женщины…

Полтора года

Сергей Осипенко решил поселиться в Россоши в 1999 году, переехав в Россию из Казахстана. 29-летний «беженец» устроился на местный рынок разносчиком чая и кофе, женился, у него родилась дочь. В свободное время увлекался чтением специфической литературы: после задержания у него дома оперативники обнаружат с десяток книг: труды по психологии мужчины и женщины, произведения Фрейда и Ницше, а также учебники по криминалистике…

Впрочем, первые годы он казался типичным обывателем, примерным семьянином, активно участвовал в воспитании маленькой дочки.

Переступил черту он в январе 2005 года, когда открыл настоящую охоту на людей, решившись на практике применить криминалистические знания и удовлетворить свою тайную похоть. В качестве жертв оборотень наметил молоденьких девушек…

Он действовал по хорошо спланированной схеме. Вооружившись ножом, обрезком металлической трубы, удавкой, наручниками и перчатками, он шел за понравившейся ему на улице девчонкой. Шел как профессиональный топтун, стараясь не засветиться и не спугнуть «объект».

Все жертвы Осипенко жили на верхних этажах обычных пятиэтажек без лифта. Двери подъезда в их домах, как правило, не запирались. Поднявшись за «объектом» по лестнице, он ловил момент, когда девушка сама откроет дверь квартиры…

Ни в одной из четырех квартир, где убивал Осипенко, никого (кроме домашних животных) дома не оказывалось, а соседи ничего не слышали (рот жертве заклеивался медицинским пластырем). На самом деле его криминальных заходов, скорее всего, было гораздо больше, но маньяк действовал наверняка и лишний раз не подвергал себя риску – когда не был уверен, что жертва заходит в пустую квартиру. Таким образом, ему долго удавалось покидать места преступлений незамеченным…

Первое убийство Осипенко совершил 24 января 2005 года в Россоши. Его жертвой стала возвращавшаяся из школы с подружкой 17-летная Анна Б. Когда девушки расстались, он «повел» понравившуюся ему («она была в белом полушубке, из-под розовой шапочки торчали светлые волосы» – цитата из показаний подследственного) блондинку до ее дома на ул.9 Января. Зашел следом за ней в подъезд, дождался момента…

Он напал на девушку сзади, как только щелкнул входной замок ее квартиры. Схватил за шею и, угрожая ножом, загнал ее в спальню. Здесь сорвал с Анны полушубок и канцелярским ножом срезал с нее одежду. Залепив рот пластырем и надев наручники, маньяк изнасиловал свою жертву. Затем приказал стать на колени, склонить голову на кровать. Несколько страшных ударов обрезком трубы буквально размозжили череп несчастной жертве… Наручники с трупа он снять не забыл, из ценностей ничего не взял. Все походило на изнасилование, сопряженное с жестоким убийством…

17 августа 2005 года Сергей Осипенко повторил убийство по похожему сценарию, но уже в Воронеже. Остановившись на съемной квартире в Ленинском районе, осторожный маньяк выбрал для охоты левый берег…

38-летнюю Елену М., стройную красавицу, он «срисует» недалеко от рынка «Придача», «доведет» до одной из пятиэтажек по ул.Ильича, и, как только она откроет дверь квартиры…

Впрочем, Лена в прихожей ему окажет активное сопротивление, в ходе которого нападавший порежет ножом себе руку. Тем не менее, маньяку удастся повалить ее на пол, связать руки заранее припасенным шнуром (наручников в этот раз не было). Угрожая убийством, преступник потребовал выдать ему деньги и ценности. Завладев золотым браслетом и 500 рублями, он изнасилует жертву, потом задушит ее, и для верности искромсает ножом шею и другие части тела.

Это нападение смахивало на разбой, сопряженный с изнасилованием и убийством…

Третья «драма на охоте» случится ровно через полгода, в январе 2006-го, и снова на левом берегу Воронежа. 15-летнюю Анну П., которая шла из школы, он подстерег в пер. Ольховом...

Ворвавшись следом за ней в квартиру, он повалил девушку на пол, сковал руки наручниками и, угрожая ножом, потребовал выдать деньги и ценности… Пять тыс. руб., золотая цепочка, сотовый телефон переместились в карман преступника. Затем Анна была изнасилована и убита. Жестоко: в качестве основного оружия он использовал самодельную металлическую дубинку. Ну и резал, резал, резал… Даже бывалым оперативникам на труп потом страшно было смотреть.

Это – похожее на предыдущее – преступление вызвало уже повышенный общественный резонанс. В городе, особенно среди левобережников, началась паника…

Последняя жертва Осипенко, 13-летняя россошанка Юлия Я., была убита в том же микрорайоне, по соседству с домом, где жила первая растерзанная маньяком школьница. Это случится 6 марта 2006 года. Он выследит ее по дороге из школы…

Ворвавшись за девушкой в квартиру, он уже привычным образом повалил жертву на пол, сковал руки наручниками и, приставив нож, потребовал деньги и ценности. Для пущей убедительности металлическим прутом прибил крутившуюся рядом домашнюю собачонку…

Завладев золотыми изделиями и сотовым телефоном, разрезал ножом одежду жертвы и изнасиловал девчонку, которая была девственницей.

Тем же металлическим прутом, что убил собаку, он обрушил на голову Юли несколько страшных ударов. Несчастной девушке – помимо многочисленных переломов черепа – Осипенко причинил большое количество ножевых ранений. Такое ощущение, что маньяк глумился над трупом жертвы, представляя себя хирургом или патологоанатомом: у девушки на одном из боков был полностью снят кожный покров, обнажились внутренние органы…

Включив газовые конфорки, преступник из квартиры тихо ушел, закрыв за собой дверь…

Как вычислили

Это последнее убийство в Россоши позволило правоохранителям в конечном итоге объединить все четыре преступления в единую цепочку и одно уголовное дело. В оперативно-следственную группу вошли специалисты облпрокуратуры (следователь по особо важным делам Мурад Цуроев), россошанского ГРОВД (Александр Клипин и Александр Шевченко), уголовного розыска ГУВД (Василий Савин). За месяц напряженной работы в Россоши «отработают» около тысячи человек, нескольких – задержат по подозрению, однако в результате все версии зайдут в тупик…

И лишь спустя месяц после ЧП, при очередном поквартирном обходе, бабулька из дома, что недалеко от школы, где учились убитые девочки, даст операм интересную информацию. Она вспомнит, что в день убийства Юлии видела в подъезде своего дома на площадке второго этажа невысокого мужичонку, который смотрел из окна подъезда на дорогу, ведущую из школы. Бабушка признала в нем разносчика чая и бутербродов на местном рынке, которого все звали Сережа-маленький. «Ты чего это здесь»? – спросила она. «Да так, погреться зашел», – ответил мужик и сразу заторопился на улицу…

Когда сыщики пришли к нему домой, выяснилось, что Сергей Осипенко уехал «по срочным делам» на свою родину, в Казахстан.

Оперативники ему позвонили: есть, мол, тема для разговора, приезжай. «Знаю, что за тема: вы всю Россошь на уши поставили. Пока настоящего убийцу девчонки не найдете, не вернусь».

Такой ответ не только удивил сыскарей, но и дал им уверенность: с этим человеком надо увидеться как можно быстрее…

В результате оперативной многоходовки Осипенко оказался в Курганской области, на территории России, где его и задержали. В поезде, уже на подъезде к Воронежу, он не только признался в последнем убийстве, но и взял на себя еще три «висяка». Следователю оставалось закрепить его показания выходом на места происшествий, следственными экспериментами, и – вещественными доказательствами. Сергей рассказал, где сбрасывал орудия преступления и указал место тайника в одной из девятиэтажек Россоши, где хранил добытые убийствами вещи и ценности. В том числе и золотой браслет Лены М…

Я спрашивал следователя:  почему Осипенко так легко пошел на контакт, почему быстро сознался в совершении особо тяжких преступлений? Ведь на простачка он не был похож, тщательно готовил свои вылазки, менял почерк, маскируя их под корыстный умысел (разбойные нападения), особо не наследил, даже сперму нигде не оставил. Хорошо понимал, какие его ждут последствия.

– Однозначно ответить нельзя, – сказал мне Цуроев. – Прежде всего, Осипенко ошибочно посчитал, что мы уже располагаем неопровержимыми уликами о его причастности к убийству Юли Я. – раз уж за ним целая бригада во главе с подполковником милиции в Курган приехала. Признавшись в последнем убийстве, он, видимо, попал в психологическую ловушку и «поплыл по волнам своей памяти».

От себя добавлю, что садист и охотник («я чувствовал себя как на охоте», – заявит он потом следователю), сам оказавшись в роли «жертвы», скорее всего, испугался «допросов с пристрастием», которые наверняка учинили бы ему опера. Кстати, на первом свидании охранники еле отбили его от бросившейся на него с кулаками жены, которую он обрек на позор и вечное чувство вины перед земляками…

Ну, и конечно, оказав помощь следствию, он надеялся на снисхождение со стороны присяжных и судьи.

16 декабря 2006 года состоялось заключительное заседание областного суда. Подсудимому дали последнее слово. Вот что он заявил:

«Уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели! Мне трудно просить у вас прощения. Прежде всего, я хотел бы обратиться к людям, кому принес несчастье. Я бы сейчас все отдал, чтобы все это исправить. Если можете, простите меня по-христиански. Уже 8 месяцев я нахожусь в СИЗО и вижу, как многие люди хотят уйти от уголовной ответственности. Благодаря тому, что сейчас у нас демократия, в милиции во время допросов не бьют, многим людям удается уйти от ответственности. Я считаю, что это неправильно. Меня подозревали в совершении только одного преступления, – в остальных я признался сам и выдал все улики. Я признаю себя виновным и раскаиваюсь. Я выбрал суд присяжных, так как хотел, чтобы меня судил и народ.

Уважаемые присяжные, прошу у вас снисхождения, чтобы у меня был шанс доказать, что человек может исправиться и в будущем принести пользу.

Хочу добавить, что для профилактики в тюрьму надо сажать и невиновных людей, так как только там можно все хорошенько обдумать и осмыслить».

Присяжные назвали Осипенко виновным во всех четырех эпизодах и, отказав ему в снисхождении, отправили отбывать пожизненный срок – «все хорошенько обдумать»…

– Он столько бы еще натворил! – сказал мне напоследок Мурад Цуроев…

КСТАТИ

Не так давно Кантемировский районный суд вынес приговор 51-летнему Юрию Нейверту. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 139 УК РФ (незаконное проникновение в жилище); п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ (изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста); п. «а» ч.3 ст. 131 УК РФ (изнасилование несовершеннолетней)...

Как установлено судом, в июне 2014 года Нейверт незаконно проник в жилой дом, где, воспользовавшись отсутствием взрослых и беспомощным состоянием 9-летней девочки, изнасиловал ее.

В ходе следствия установлена причастность Нейверта к еще одному преступлению: изнасилованию в январе 2013 года 15-летней девочки, а также незаконному обороту боеприпасов и взрывчатых веществ.

Суд назначил Нейверту наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и последующим ограничением свободы после освобождения на срок 1 год 6 месяцев.