Газета,
которая объединяет

«Золотое кольцо» по-воронежски

Что регион сможет предложить потенциальным туристам?

В стране стремительно набирает силу тренд на развитие внутреннего туризма. И пока федеральные власти прикидывают, как привлечь в Россию побольше любящих путешествовать иностранцев, в регионах почесывают затылки: чем заманить к себе нашего, отечественного отдыхающего?

Под знаком ЮНЕСКО

Позиция понятна: в связи с кризисом многие россияне уже не хотят или не могут покидать пределы страны. И той же Воронежской области грех было бы не воспользоваться этой ситуацией. Но есть ли у региона серьезные резервы для этого? Что можем предложить мы потенциальным туристам?

Кое-что, конечно, можем. С курортами Краснодарского края или Крыма, будем честными, нам тягаться сложно – ни моря, ни песчаных пляжей нет. Но и наш регион природными богатствами не обделен: и Дивногорье с его меловыми пещерами, и красивейшие поймы Дона, а уж про заповедники и говорить не приходится. И эти достопримечательности путешественников привлекают уже сегодня: по данным Ростуризма, в 2014 г. только в крупных гостиницах остановилось почти 282 тыс. россиян и более 15 тыс. иностранцев. По словам губернатора, область ежегодно посещают около 400 тыс. человек.

– Основу туристского потенциала региона составляют уникальные природные и культурно-исторические объекты: музеи-заповедники «Костенки» и «Дивногорье», старейший в России Хреновской конезавод, резиденция принцессы Евгении Ольденбургской, – поясняет руководитель департамента культуры и архивного дела региона Эмилия Сухачева. – Кроме того, регион традиционно является местом религиозного паломничества.

Понятно, что многие туристы проезжают область транзитом: направляясь на юг, заскакивают на денек в то же Дивногорье или Костенки. Но если со вторым вариантом вопросов немного – стоянка первого европейца, как ни крути – то чем привлечь народ в «Дивы», пока остается вопросом. Большим подспорьем, по идее, должно стать включение заповедника в предварительный список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Министерство культуры России, кстати, обещало заявку «Дивногорья» поддержать.

Конечно, уникальные меловые пещерные церкви со «значком» ЮНЕСКО –приманка для туриста весьма солидная. А где туристы, там и инвестиции – гостиничный и ресторанный бизнес максимально быстро подтягиваются к подобным объектам. Правда, на скорое попадание в вожделенный список особо рассчитывать не приходится: процесс непростой, да и кроме воронежского заповедника на место в перечне претендуют еще порядка 30 объектов.

Черноземное сафари

Власти Воронежской области не теряют из вида и опыт соседних регионов. Удачный пример – сафари-парк «Кудыкина гора» в Липецкой области. Редкий путеводитель для московских туристов обходится без упоминания этого детского парка. Хотя значительно больше посетителей, конечно, приезжает из Воронежа.

Вот в регионе и задумались: зачем отдавать Липецкой области «своих» отдыхающих? Да и переманить москвичей тоже было бы неплохо. Так что летом было заявлено о скором создании сафари-парка в Семилукском районе. Уже известно, что ядром нового туробъекта станет контактный зоопарк. Естественно, вокруг разместится значительная парковая зона, а для удобства потенциальных посетителей в рекреационной зоне появятся современные гостиничные и ресторанные комплексы.

Эмилия Сухачева предварительно оценивает вложения в проект на уровне 330 млн руб. При условии, что чиновники найдут инвестора под свои смелые планы, открыть аналог «Кудыкиной горы» можно будет уже в 2016-2017 гг.

Правда, это будет уже вторая попытка воплотить в жизнь эту идею, впервые появившуюся еще в 2012 г.: тогда сафари-парк хотели организовать на базе подсобного хозяйства воронежского зоопарка в с. Березовка того же Семилукского района. Проект был масштабным – предполагал не только установку множества вольеров с животными, но и создание конного клуба, лодочной пристани, детского городка и различных туристических троп. Но что-то тогда не срослось.

Долгая дорога к замку

Пожалуй, самым реальным проектом в турсфере Воронежской области можно назвать создание многофункционального комплекса, основой которого станет дворец Ольденбургских в Рамонском районе. При поддержке федеральных властей здесь может появиться целый туристический кластер. Его ядром, естественно, станет сам дворец с прилегающими постройками.

Но и пространства для фантазии останется достаточно: от организации выставочных площадок, сувенирных и творческих мастерских до облагораживания парковой части комплекса. Плюс – традиционный отель и ресторанная составляющая. Многие посетители дворца надеются, что энтузиазма и средств хватит и на восстановление старой кондитерской фабрики Ольденбургских – сейчас здание находится в крайне плачевном состоянии.

Перспективы создания туркластера в Рамони высоко оценил руководитель Ростуризма Олег Сафонов. По его данным, только сам дворец ежегодно привлекает более 30 тыс. посетителей, и это не предел.

– Фактически на базе дворца можно создать проект «Дом Романовых», который станет хранителем истории царской династии, – отмечает Олег Петрович. – Сегодня в России подобных проектов не существует, а направление – интересное и перспективное.

Впрочем, даже без дорогостоящей реконструкции кондитерской фабрики создание туристического кластера потребует немалых средств – около 200 млн руб. При наличии финансирования, по мнению чиновников, на необходимые работы уйдет чуть больше года, так что в 2016-м, максимум в 2017 г. кластер может начать «примагничивать» туристов.

Проблемы размещения

Вообще, по мнению директора турагентства «Чемодан» Екатерины Храбсковой, Воронежской области есть куда развиваться в вопросах туризма. По мнению эксперта, спрос на туристические поездки по Воронежской области существует, но он в большей степени сезонный – например, приурочен к осенним или зимним каникулам у школьников, наплыву отдыхающих в санаториях и турбазах.

– Постоянного большого спроса пока нет, но в перспективе ситуация вполне может измениться, – отмечает она. – Например, многие местные жители ездили осматривать комплекс Ольденбургских самостоятельно, замок им интересен. Естественно, если дворец реконструируют, появится более современная и комфортная индустрия, то спрос на его посещение вырастет.

Представитель же турагентства «Глобус» Евгений Крошка уверен, что даже на фоне спада туристического бизнеса в целом интерес к экскурсиям по Воронежской области есть. Участник рынка предполагает, что для развития туризма в области, в первую очередь, необходимо запустить рекламу существующих объектов.

– К сожалению, пока многие туристы просто не знают о том, что можно посмотреть в Воронежской области, – сетует он.

С коллегами отчасти согласна и замдиректора турагентства «Дик-Тур» Татьяна Корниенко, уверенная в необходимости включения дворца Ольденбургских в расширенную программу тура по Воронежской области, который будет интересен, в том числе, отдыхающим из столицы.

Перспективу открытия сафари-парка в Семилукском районе эксперт также оценивает позитивно: по ее словам, направление может пользоваться большим успехом, особенно для организации школьных поездок или отдыха с детьми. Объект, уверена она, потенциально способен создать конкуренцию «Кудыкиной горе».

– Если будет адекватная цена посещения и хорошая транспортная доступность, жители региона, вероятно, переориентируются на воронежский проект, – отмечает Татьяна Корниенко.

Вместе с тем, как считает эксперт, потенциально привлекательными для посещения туробъекты региона будут для туристов, которые живут на расстоянии не более 700 км от Воронежа.

Цена проживания

Так что перспективы есть, но остается вопрос: откуда получить средства, необходимые на реализацию заявленных проектов? Понятно, что государство на себя такие траты взять не сможет – бюджет, как говорится, не резиновый. Региональные власти надеются на привлечение федеральных средств, но и российская казна сейчас небогата, а поведение ее распорядителей не всегда предсказуемое. Отдать проекты на откуп бизнесу тоже вряд ли получится – это «длинные деньги», отдача от вложений придет нескоро. Оптимальным представляется использование механизма государственно-частного партнерства: это и существенно снизит финансовую нагрузку на предпринимателей, и даст возможность властям контролировать происходящие в отрасли процессы.

Но и этот механизм не дает ответ на вопрос развития инфраструктуры: дорожного строительства, транспортной доступности и, конечно, гостиничного сегмента. Даже в относительно близких к Воронежу районах – Семилуках, Рамони и Верхней Хаве – просто нет необходимого для потенциальных туристов числа гостиниц. Проблема с доступными отелями имеется и в областном центре.

– Цена размещения в воронежских гостиницах очень высока. За аналогичные суммы можно снять номер, например, в Москве, – отмечает замдиректора турагентства «Дик-Тур» Татьяна Корниенко.

Однако о гостиницах – разговор на отдельный материал…

КСТАТИ

Воронеж занял седьмое место в рейтинге городов России по популярности для поездок с детьми в июле и августе 2015 г. (по данным сервиса онлайн-бронирования Oktogo.ru). Семейные путешественники в среднем приезжают в Воронеж на три дня и платят за проживание 2,4 тыс. руб. в сутки.

А в октябре Воронеж вошел в число региональных центров России, где провести уик-энд вдвоем стоит менее 3 тыс. руб. (по данным портала Travel.ru). В бюджет поездки аналитики включили проживание в недорогой гостинице в центре города с субботы на воскресенье, ужин в местном ресторане и посещение популярного городского музея. Воронеж с чеком в 2 920 руб. на двоих оказался примерно в середине списка. Самым «бюджетным» вариантом стал Брянск (1 730 руб.), самым дорогим – Магас (Ингушетия, 6 990 руб.).