Газета,
которая объединяет

Фамилия обязывает

В Воронеж приехал «Цирк династии Запашных»
Рубрика: от
Автор:

Если на цирковых афишах воронежцы видят фамилию Запашных – аншлаги программе обеспечены. Все представители известнейшей фамилии славятся трудолюбием, профессионализмом, качеством уникальных методов дрессуры…

Чудеса послушания

Гастроли «Цирка династии Запашных» продлятся в нашем городе до 6 декабря. В яркой, динамичной программе воронежцы увидят сразу несколько знаменитых аттракционов. Десять стокилограммовых кавказских овчарок под руководством заслуженной артистки РФ Марицы Запашной демонстрируют удивительные трюки и чудеса послушания. Встающий на задние лапы кавказец оказывается чуть ли не вдвое больше этой хрупкой женщины, а она треплет его за морду так, будто перед ней маленький котенок.

Еще один уникальный номер – «Силовые акробаты» – исполняется сыном Марицы Даном Запашным и очаровательной семилетней шимпанзе Мальтой. С помощью Дана Мальта демонстрирует трюки, которые используются спорт­сменами на соревнованиях по акробатике. Свежий взгляд на дрессуру обезьян демонстрирует и Айдын Исрафилов. Его макака Рони не только умеет жонглировать предметами, но и ездит на велосипеде по барьеру манежа!

Веселит детвору на протяжении всего представления клоунский дуэт «Маперке». Выпускники Российского эстрадно-циркового училища имени М.Румянцева (Карандаша) не просто заставляют зрителей смеяться, но создают какую-то особую атмосферу праздника. Воронежцы также смогут увидеть верблюдов с очаровательными наездницами, уморительных осликов, танцующих с собачками, джигитов на лошадях, акробатов на батутах, а также смертельные трюки, исполняемые под куполом цирка.

Чуча женился

Костяк программы составляют молодые, талантливые артисты. Дан и Марица признались, что никогда не приезжают в один и тот же город с одинаковой программой. «Мы каждый раз стараемся менять номера, которые участвуют в представлении, совершенствовать…» Дан поведал, что работа над номером не прекращается никогда. Это – ежедневные репетиции, изучение новых трюков…

– Когда трюк уже хорошо освоен, мы добавляем его в программу, – рассказывает дрессировщик. – То есть, постоянно меняем трюковой репертуар. Сейчас мы привезли в Воронеж программу-дивертисмент. Вы увидите все самые известные цирковые жанры – акробатику, гимнастику, дрессуру…

Если в прошлый приезд воронежцы могли видеть работу Дана с шимпанзе Чучей, то сейчас место Чучи на манеже заняла красавица Мальта. Всего, как выяснилось, у Дана три воспитанницы, которые при необходимости могут спокойно заменить друг друга.

– С Мальтой я работаю четвертый год, она попала ко мне в возрасте одного года и трех месяцев из Ростовского зоопарка. Она очень талантлива: делает сальто-мортале у меня на руках – как настоящий акробат, работающий в спортивной паре. Такого трюка воронежцы еще не видели. Мальта, как и Чуча, стоит «голова в голову» – это очень сложный трюк. Быстрее, чем за два года, его не выучишь. Кроме того, шимпанзе стоит на прямых руках, держа меня за руки – и на правой, и на левой. Не все люди это делают!

– А Чуча куда делся?

– Когда Чуче исполнилось 11 лет, мы нашли ему «девушку». К этим годам шимпанзе достигают половозрелого возраста, и им необходимо искать пару. Мальта не подходила, была еще маленькая. Сейчас Чуча с «женой» живут под Питером, и мы ждем потомства. Обычно с шимпанзе старше 7 лет никто не работает – у них меняется характер, они становятся агрессивными… Но у меня другой подход к дрессуре. Шимпанзе – это человекообразная обезьяна. Детей-то мы терпим с их капризами и переменами настроения. Так и с обезьяной в период взросления: надо просто понимать, что это –неизбежный процесс, и вести себя адекватно переменам. А вообще, скажу вам, самый сложный трюк – это найти доверие у животного, взаимопонимание. А не какие-то двойные или тройные сальто-мортале.

С мечтой о слонах

Дан уверяет, что в цирке обезьяны живут гораздо дольше, нежели в живой природе.

– Шимпанзе доживают до 70 лет, а то и больше – практически как люди, – говорит он. –Просто в природе они не всегда могут поесть. А здесь мы и правильно кормим их, и заботимся…

Дан даже сам научился колоть питомцам уколы, лечить их. Интересно, что лечат человекообразных обезьян теми же лекарствами, что и людей. «Это единственное животное, которому в случае болезни вызывают не ветеринара, а педиатра!», – улыбается Дан.

Запашный рассказал, что хочет добавить в программу еще и слонов. «Хочу сделать какой-то крупный номер – чувствую в себе потенциал», – признается дрессировщик. И вот уже шестой год ведет на эту тему переговоры с руководством «Росгосцирка». Но...

– Тут много сложностей – нужны специальные документы на ввоз этих животных. Опять же, надо еще найти, где их приобрести, да и стоят слоны недешево. «Росгосцирк» уже лет 15 не покупал слонов. Многие артисты желают работать с этими животными – и в цирке на проспекте Вернадского, и в старом Никулинском цирке… Пока ни у кого не получается...

– Есть расхожая фраза: «Фамилии надо соответствовать». Скажите, Дан, вам много приходится работать над собой, чтобы гордо носить фамилию Запашный?

– Зрителям, я думаю, виднее. Но вообще, даже если бы я был Даном Тютькиным, выкладывался бы ничуть не меньше. Это, наверное, гены, воспитание…

Справка «Берега»

Марица Запашная (младшая) – дрессировщица в четвертом поколении. Она родилась 31 мая 1963 в семье известного дрессировщика Вальтера Запашного и его первой супруги Марицы Михайловны Запашной. Марица в прямом смысле слова выросла в цирке, дрессурой она занимается, как говорится, с пеленок. Пробовала себя в верховой езде, репетировала гротеск, кидала мячи – прошла общую цирковую подготовку. Со своими звездными родителями объехала весь мир. Работала и жонглером, и цирковой наездницей, и, конечно же, дрессировщицей. Марица была единственной в мире женщиной-дрессировщицей черных пантер и леопардов, а также – кавказских овчарок; считалось, что кавказские овчарки в группе не поддаются дрессировке.