Газета,
которая объединяет

Вновь всех собрал

В Воронеже работает персональная выставка Евгения Хорошилова
Рубрика: от
Автор:

Юбилей, явившийся поводом к организации персональной выставки воронежского художника Евгения Борисовича Хорошилова, казалось бы, не запредельный: в этом году художнику исполнилось бы 85 лет. Но – увы: уже три с лишним десятилетия его нет с нами. Тем не менее, это печальное обстоятельство никак не повлияло на восприятие творческого наследия мастера: работы Хорошилова входят в золотой фонд воронежского изобразительного искусства. И, надо думать, останутся там надолго, если не навсегда.

Приходить еще и еще

«Если определить в целом эмоционально-психологический настрой выставки, ее можно назвать выставкой-раздумьем. В представленных полотнах заключен сложный мир размышлений автора о гражданском долге художника, о месте человека в жизни, о связи его с большим современным миром, о слитности с природой, о вечной красоте жизни и ее неизмеримых эстетических сокровищах…»

Этим абзацем искусствовед Маргарита Лунева завершила свою статью, датированную 1980-м; посвящалась она также юбилейной выставке Хорошилова, подготовленной к его 50-летию. Столько воды с тех пор утекло, а выводы Маргариты Ивановны нисколько не устарели. Наоборот: после своего «полувека» Евгений Борисович продолжил работать в заявленном ключе, разрабатывая его «шире и глубже» – и существенно обогатил свое творчество.

Сегодня мы имеем возможность видеть его лучшие образцы, благодаря доброй воле известного воронежского мецената Александра Бубнова и руководимого им благотворительного фонда «Художники Воронежа»; стараниями Александра Александровича сотоварищи организована персональная выставка Евгения Хорошилова в выставочном зале на Кирова. Красивая и содержательная; это именно тот вариант, когда говорят: «Надо приходить сюда еще и еще – рассматривать, рассматривать и рассматривать…»

Роднит проникновенность

Жанровое разнообразие – штука, согласимся, не столь уж редкая для профессионального художника: как правило, хороший специалист умеет все, что в рамки этого дела умещается. Но – с разной степенью успешности. А вот Хорошилов – везде на высоте: и в живописи (что портрет возьмите, что пейзаж, что натюрморт, что жанровую картину), и в акварели, и в карандашном рисунке. О чем сообщает не только выставка на Кирова, но и выпущенный в ее преддверии альбом-каталог – замечательный, прекрасной полиграфии том, куда вошли репродукции работ Евгения Борисовича и воспоминания людей, знавших его лично.

Много таковых пришло и в зал на Кирова. Они единодушно признавали: да, это был художник сдержанной, но выразительной, емкой палитры. А проникновенность его вещей – качество, которое их роднит. И работает на внутреннее единство всех произведений, сделанных мастером.

Если портреты – то с судьбой: характер, состояние – читаются («Суворовец», «Моя тетя», «Портрет старика»). Если пейзажи («Крым, 1954», «Церковь Святого духа на Терновой поляне», «Елец») – с острым (поданным, однако, без «спецэффектов» ) настроением, звенящей эмоцией. И – так далее; художник Хорошилов везде и всюду, во всех своих проявлениях действительность отражал не по принципу «один к одному», но – пропущенную «через себя».

Лично меня особенно «греют» его сюжетные работы («На вокзале», «У Эрмитажного мостика», «Студенты»). Подобные вещи дают прекрасную возможность увидеть глазами автора «то время» – ушедший век, отличавшийся искренним, без «второго дна» отношением человека к человеку, событию, явлению. К жизни в целом, наконец. Благословенный наив людской натуры, который напрочь утрачен нынче, энтузиазм, вовсе не отменяющий высокоградусного драматизма – этого у Хорошилова в достатке.

«Дитя» сотворило беду

– Евгения Борисовича давно с нами нет, но, благодаря этой выставке, он вновь собрал всех нас, – отметил директор областного художественного музея имени И.Н. Крамского Владимир Добромиров. – Хорошилов – интересный, значительный художник; воронежские любители изобразительного искусства ценят искренность этого мастера, его темперамент.

А Александр Бубнов, вый­дя к микрофону, вспомнил изречение некоего французского писателя, сказавшего: «Творить искусство может лишь избранник, а любить – всякий человек». И пояснил: «На выставке собраны работы, сделанные за 30-летний период деятельности Евгения Борисовича. Он охватывает его поездки и на Сахалин, и на Байкал, и на Кавказ, и многое другое. Я очень хотел бы, чтоб эту выставку посетило как можно больше человек. А закончу свое выступление словами Хорошилова, определившего свое жизненное кредо следующим образом: «Я хочу, чтобы зритель, отойдя от моей картины, думал не о ней, а о себе и своем месте в жизни».

Мне кажется, это желание художника – осуществилось однозначно. Мое же желание – добавить краски в общую картину его судьбы и личности, приведя здесь небольшой фрагмент воспоминаний подруги детства Евгения Борисовича, доктора Нины Дмитриевны Черских.

«В его облике было что-то трогательное, незащищенное, детское, что вызывало улыбку. Отец, усмехаясь, говорил: «У Женьки щеки, как две булки... И вот это «дитя» сотворило беду... Женя, увидев револьвер приемного отца неспрятанным, решил пострелять. Терновое кладбище маленькое, окруженное частными домиками. И когда Женя стрелял в галок (ни одной не убил), поднялся гвалт не только среди галок, но и среди людей... Наш справедливый, гуманный, цивилизованный суд за детскую шалость, не причинившую никому никакого вреда, вырвал из семьи, отлучил от учебы – на два года...»

Это называется известно как: не благодаря, а – вопреки. Жалко, конечно, что талантливым людям вместо того, чтобы делом заниматься, приходится на пустом месте «бодаться» с непробиваемой системой, но... Как знать?! Может, будь дорожка гладкой – не проявилось бы столько драматизма и психологизма в работах Евгения Хорошилова?..

Прямая речь

«Эта выставка в очередной раз доказывает, что Воронежу есть, чем и кем гордиться», – подчеркнул руководитель городского управления культуры Иван Чухнов.