Газета,
которая объединяет

Эх, прокачу!

В Воронеже автопродажи падают, а долги по автокредитам растут
Рубрика: Экономика№ 103 (1963) от

Портал «Авто-стат» недавно сообщил, что число легковых автомобилей в Воронеже за пять лет выросло на 26% и достигло 308 тысяч. Автопарк России за год увеличился на 21%. 73% автомобилей в городах-миллионниках – иномарки, а пять лет назад было 60%. В общем, выходит, что живем не просто хорошо, а по нарастающей.

Пролог

Осенью 2004-го два воронежца создали преступное сообщество, в которое вовлекли банковских менеджеров. Первая группа искала алкоголиков и наркоманов, готовых за небольшую плату оформить на себя автокредит в банке. Их подельники, кредитные эксперты банков Воронежа, вписывали в заявления-анкеты фиктивные сведения об их заработке и готовили необходимые документы. Мошенники вносили первый платеж за автомобиль – от 15 до 60 тысяч рублей, или использовали фиктивные документы о платеже, банки перечисляли на счет автосалона или подконтрольной мошенникам фирмы основную часть денег для покупки автомобиля. За это сотрудники банка получали от 5 до 30 тысяч рублей.

Автомобиль продавали, после чего выплаты по кредиту прекращались. С ноября 2004-го по январь 2006-го мошенники похитили в Воронежской и Курской областях больше 10 млн рублей.

И вот что удивительно: в комментариях к сообщениям об этом уголовном деле многие ругали не жуликов, а «терпил»-банкиров – мол, так и надо этим мироедам! Видимо, среди комментаторов было много тех, кто на собственной шкуре ощутил главный принцип ростовщиков: «Вход – рубль, выход – два».

Эх, прокачусь!

Последние три года в нашей стране вышли эпохальными: «жирный» 2013-й, когда Россия уже оправилась от первой волны кризиса и дружила со всем миром, нефть и газ были дорогими, а будущее казалось безмятежным, хотя на экономическом горизонте и копились тревожные тучки; в 2014-м майдан, Крым и Донбасс смазали карту будней, цены на нефть и газ обвалились вместе с рублем, а капиталы, свои и чужие, массово побежали с нашего рынка, на котором закон – тайга, медведь – хозяин. В
2015-м тучи кризиса заволокли российское небо от края до края, и с особой остротой стали очевидны бедность народа и оголтелое богатство «элиты». В частности, всеобщая автомобилизация населения оказалась мифом на фоне долговой ямы глубиной под десять триллионов рублей, в которой она оказалась.

Мы были рождены, чтоб сказку сделать былью, и мы ее сделали! Куда ни ткни, она всюду – например, то, что происходит в Воронеже с автокредитованием. Вот сказка:

«А тут все стали говорить, что мне надо купить автомобиль. Я и говорю: зачем мне автомобиль? Я могу и пешком ходить. А мне говорят: пешком стыдно ходить. Пешком только бедняки ходят. К тому же автомобиль можно купить в рассрочку. Сделаешь небольшой взнос, получишь автомобиль, а потом будешь каждый месяц понемногу платить, пока все деньги не выплатишь. Ну, я так и сделал. Пусть, думаю, все воображают, что я тоже богач. Заплатил первый взнос, получил автомобиль. Сел, поехал, да тут же и свалился в ка-а-ах-ха-наву (от волнения Козлик даже заикаться стал). Авто-аха-мобиль поломал, понимаешь, ногу сломал и еще четыре ребра. Целых три месяца лечился потом. Все свои сбережения на докторов истратил. Все-таки вылечился, только с тех пор, как начну волноваться, никак не могу слово «ав-то-аха-мобиль» ска-аха-сказать, каждый раз говорю «авто-аха-мобиль», вот… Пока я болел, меня с работы прогнали. А тут пришла пора за автомобиль взнос платить. А денег-то у меня нет! Ну, мне говорят: отдавай тогда авто-аха-ха-мобиль обратно. Я говорю: идите, берите в ка-аха-ханаве. Хотели меня судить за то, что автомобиль испортил, да увидели, что с меня все равно нечего взять, и отвязались. Так ни автомобиля у меня не стало, ни денег».

Это «Незнайка на Луне» Николая Носова. А вот быль.

Кому что должен, всем прощаю

Еще в 2009-м на исполнении в Воронежской службе судебных приставов (УФССП) скопилось больше 14 тысяч производств о взыскании долгов банкам на 4,3 млрд руб. Взыскать их не удавалось: в пяти тысячах оконченных производств на 1,2 млрд руб удалось выбить лишь 82 млн руб. – меньше 7%. Уголовные дела стали возбуждать в разы чаще, хотя и без реальной отсидки. Дали, например, 10 месяцев условно клиенту, который занял в банке полмиллиона и купил иномарку, а долг отдавать не стал – кризис, мол! Но после приговора тут же долг банку вернул. СМИ охотно и ехидно сообщали обо всех подобных случаях. Но объем просроченных долгов продолжал расти неотвратимо. С долгами по автокредитам выходило зачастую как-то по-детски: приставы описывали «долговые» авто, а воронежцы их прятали и даже продавали, явно надеясь на авось и отделываясь штрафами и условными сроками.

В 2010-м «Автостат» объявил, что Воронеж по числу автомобилей на душу населения вышел на второе место в РФ после подмосковного Одинцово: 370 машин на тысячу жителей! Правда, дорожная сеть нашего города рассчитана максимум на 130, но информация о воронежском автопроцветании прошла по всем лентам новостей. А о гарантированных пробках и размере долговой ямы – нет.

В 2012-м Росстат насчитал в Воронеже 245 машин на тысячу граждан. Почему разница с «Автостатом» столь велика, объяснений нет. А в 2013-м «Автостат» порадовал новым сообщением: 20% автомобилей в Воронеже старше 15 лет, а в Москве всего 7,9%. В целом автопарк в России помолодел: средний возраст авто за два года снизился с 13 лет до 11,5. Правда, на Западе считают, что место таким на свалке.

46% россиян при покупке авто берут автокредиты, сообщила коллекторская фирма «Секвойя Кредит Консолидейшн», и с 2009-го долги по автокредитам в портфеле коллекторов нарастают, и банки даже начали открывать собственные коллекторские агентства. Причем подержанных авто куплено вдвое больше, чем новых; большая часть на вторичном авторынке – «ВАЗы».

За 2012 год объем действующих кредитов россиянам вырос на 54,8%, подсчитало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ); автокредиты – на 34,60%. НБКИ нарисовало портрет типичного автолюбителя, не желающего платить долг за свою «ласточку»: это мужчина 38 лет со средним или высшим образованием и долгом в 537 тысяч руб. (в 2009-ом – 307 тысяч).

Гуляй, Расея!

К 2013-му Россия стала крупнейшим авторынком Европы после Германии. Эксперты, однако, предупреждали, что пропасть между народом и его «слугами» сильно искажает статистику. В реальности 70% населения России в принципе не могут купить новый автомобиль. Покупают старые или получают их в наследство, или влезают в долги, которые зачастую не в силах даже обслуживать. 20% самых бедных неспособны приобрести даже очень подержанный автомобиль. Рост продаж обеспечивает «элита»; у нее не одно авто на четверых, как в среднем по России, а 4-7 на одного. На жену, детей, любовниц и гувернанток.

По данным ЦБ РФ, темп роста кредитования населения превысил 55%, хотя реальные расходы падали у половины россиян с доходами ниже 15 тысяч рублей в месяц – и это были первые признаки назревшего шторма. Правда, ВЦИОМ в 2013-м объявил: две трети россиян довольны жизнью и уверены, что через год будут жить еще лучше. А Росстат пошел еще дальше: 90% населения жизнью довольны, хотя 53,6% имеют доход менее 15 тысяч рублей в месяц. И все это было еще до обвала рубля.

Левада-центр получил иные результаты: очень хорошее материальное положение – 1%, хорошее – 9%, среднее – 63%, плохое – 24%, очень плохое – 2%. Институт социологии РАН (доклад «Малообеспеченные в России»): бедных у нас – 50%, и шансов выплыть у них нет: им практически недоступны хорошее образование и достойная работа. Не говоря уж о новом автомобиле.

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев: по замерам компартии и ее депутатов в регионах, 40% российских семей живут в нищете, а еще 40% – в бедности. До 60% женщин в одиночку воспитывают своих детей. Откуда социологи берут цифры о процветании страны и всеобщем удовлетворении, догадаться нетрудно. Что ж, в Северной Корее довольных еще больше – 99%.

Горячий год с холодной войной

2014-й стал переломным («хрусть – и пополам!»), и Минпромторг объявил: льготных автокредитов по госпрограмме, как в 2013-ом, больше не будет. Продавцы в премиум-сегменте на это лишь усмехались: спрос на «Феррари» в России будет всегда! Это национальная особенность кризиса: бедные становятся беднее, богатые – богаче.

Эксперты-пессимисты, со своей стороны, считали, что продажи авто могут упасть на 12-15%, отчего пострадают смежные предприятия – например, уже в январе «Воронежсинтезкаучук» объявил о переходе на неполный рабочий день. И в январе АвтоВАЗ заявил о сокращении пяти тысяч рабочих и двух с половиной тысяч ИТР. УАЗ тоже объявил о новых увольнениях 1115 человек и неполном рабочем дне.

Причину автомобильных проблем многие эксперты видели не в кризисе, а в том, что в России так и не появился средний класс, который в цивилизованном мире – основной клиент авторынка. А не маргиналы, которые лезут в долговую яму, лишь бы «жить, как люди». Как Козлик.

Несмотря на обвал продаж «АвтоВАЗа» на 21%, в марте он объявил о повышении цен на все модели в среднем на 2,8% (на популярную Lada Granta – сразу на 3,6%). Подняли цены от 2% до 5% Toyota, Renault, Hyundai, Mercedes, BMW, General Motors.

Убытки АвтоВАЗа в первом квартале выросли в 10 раз – до 2,95 миллиарда рублей!

В октябре-2014 Воронежская область лидировала в Черноземье по средней задолженности по автокредитам на 1 заемщика – 437 300 рублей; доля кредитования в объеме продаж новых авто выросла за 1,5 года с 30% до 40%.

«Автостат» зафиксировал у нас в прошедшем году рекордный рост доли продаж автомобилей с пробегом: +66,5%.

Не в свою тачку не садись

В марте 2015-го Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ) отметило рост в 2,5 раза с начала года количества мошеннических заявок на кредит. И пояснило, что резкая активизация мошенников характерна для нестабильной экономической ситуации.

В мае «Секвойя Кредит Консолидейшн» подсчитала, что средний долг воронежца по кредитам – 113 867 рублей, а средний долг по России – 146 300 рублей; за последние пять лет кредитная нагрузка на россиян выросла втрое! Проблемы с выплатой долга имеет каждый пятый, а к концу года будет иметь каждый третий россиянин.

В I квартале 2015 года средний россиянин тратил на оплату кредитных обязательств 41% дохода, сообщило ОКБ; воронежцы отдают на погашение кредитов 46% своих доходов, просрочен каждый седьмой кредит, и каждый взрослый житель области должен в среднем 265 000 рублей.

В мае воронежское УФССП передало на исполнение пограничникам 4 560 постановлений об ограничении права выезда должника за пределы России. Общий долг «невыездных» воронежцев вырос с начала года на 22%, превысив 1,3 миллиарда рублей. По данным «Секвойи», в Воронежской области 79 811 потенциально невыездных заемщиков, по стране – больше 6 млн (рост за полтора года в 2,5 раза) россиян с общим долгом под триллион рублей. И это лишь часть, признанная судом.

Доля автомобилей, купленных россиянами в кредит, выросла с 20,1% в I квартале до 41% во II квартале – благодаря все-таки продолжившейся госпрограмме субсидирования процентных ставок по автокредитам, а также снижению ключевой ставки Центробанка.

В сентябре коллекторы «Секвойи» подсчитали, что каждый воронежец должен кредитным организациям в среднем 109 900 рублей; долг по автокредитам вырос в среднем до 282 807 рублей (рост 19,5%).

А «Автостат» порадовал тем, что количество автомобилей в Воронеже за последние пять лет выросло на 26%.

В общем, как у классика:

– Радуйтесь, пацаки!

– Да мы радуемся, радуемся…

Хотя надо признать очевидное: сегодня любой прохожий с улицы может зайти в ближайший банк, взять кредит и купить себе самый настоящий авто-аха-мобиль.

Александр ТИХОНОВ