Газета,
которая объединяет

Паркуйся, кто может

Как справиться с нехваткой мест для автомобилей и разгрузить дороги Воронежа?

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда приходится в бессильной злобе колесить по 20-30 минут вокруг офиса в поисках свободного места для машины? Хаотичная парковка действует на нервы и «безлошадным» горожанам – любой пассажир автобуса или такси рискует потратить немало времени в пробках, возникновению которых способствуют шеренги машин возле бордюров. В этих условиях все острее встает вопрос – где и как парковаться?

Благо или зло?

По данным Воронежстата, на 1 января 2015 года в регионе зарегистрировано 748,2 тыс. автомобилей, из которых более 317 тыс. принадлежат жителям областного центра. Естественно, для стоянки такого солидного автопарка места не хватает – дворы жилых домов в центре забиты под завязку, а некоторые водители умудряются загонять машины даже на обочины и тротуары.

Как бороться с хаотичной парковкой? По мнению экспертов, оптимальный вариант – развитие платного парковочного пространства. Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев подчеркивает: развитие подобной инфраструктуры идет во всем мире. Причем при разумном подходе создание платных парковок он считает благом для города.

– Люди постепенно приходят к пониманию, что бросать свой автомобиль на проезжей части нельзя: это чревато штрафами, вероятностью эвакуации или даже угона машины, да и банально создает неудобства для проезда, – уверен глава ФАР. – Но при создании платных паркингов стоит исходить из требований разумности – оценить, нужна ли стоянка в конкретном месте, насколько она уменьшит загруженность дороги?

Ушли вглубь

За последние пару лет в центральной части Воронежа появилось сразу несколько платных подземных парковок. Первой открылась стоянка под торговым центром «Галерея Чижова»: сначала она работала в бесплатном режиме, а во второй половине февраля 2014 г. владельцы парковки начали брать с автомобилистов деньги. Впрочем, насколько загружена площадка, оценить сложно: в холдинге «Галерея Чижова» предоставить эту информацию отказались.

Другой крупный проект – двухуровневая подземная парковка под реконструированным зданием Центрального рынка. Она рассчитана на 667 машино-мест – тоже платных. Строительством стоянки занималась «Финансовая компания «Аксиома» – по данным из открытых источников, возведение паркинга обошлось в сумму более 500 млн руб.

Директор паркинг-сервиса ООО «Инвестиционная группа «Миг» (обслуживает работу объекта) Андрей Горбунов считает, что необходимость в появлении новых стоянок, особенно в центре города, однозначно есть. В компании не скрывают, что стоянка пользуется постоянным спросом, но на первом этапе компания столкнулась с проблемой заполняемости – из-за отсуствия культуры и привычки пользоваться платным паркингом.

– Многие воронежцы по-прежнему оставляют машины на дорогах, во дворах, в любых других местах, но бесплатно. Однако постепенно горожане привыкают к платной парковке, – говорит Андрей Горбунов. – Люди осознают, что лучше оставить автомобиль в безопасном месте, чем рисковать имуществом или потерять много времени и денег, забирая авто со штрафстоянки. Часто приезжают и гости Воронежа – это значительно удобнее, чем искать место для парковки в незнакомом городе.

Платная перспектива

Третья подземная парковка на 353 автомобиля появилась под сквером «Романовский» на улице Кирова. Паркинг готовится к открытию.

Однако, как показывает практика, платные паркинги сегодня не загружены, люди отказываются ими массово пользоваться. Исходя из коммерческих соображений, некоторым инвесторам выгоднее распродать парковочные места жителям близлежащих домов, чем содержать их себе в убыток. При этом общая дорожно-транспортная ситуация в городе продолжает ухудшаться.

По мнению экспертов, должна появиться комплексная программа, которая включит в себя два основных момента. Первый – ужесточение со стороны ГИБДД контроля над соблюдением правил движения и установка соответствующих знаков. Второй – в городе надо оборудовать платные парковочные места на проезжей части центральных улиц.

По стопам соседей

О чем конкретно идет речь? Есть апробированный опыт Москвы: введение платы за стоянку на конкретных улицах. Проект стартовал три года назад – тогда местные власти начали брать деньги за парковку на участках двух магистралей в центре столицы, а в октябре 2015 г. зона платного паркинга разрослась уже на 95 улиц. Аналогичные проекты в последний год запущены в Санкт-Петербурге, Казани и Белгороде.

Схожее предложение рассматривается сейчас в Воронежской гордуме. По словам председателя постоянной комиссии по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олега Черкасова, суть проекта сводится к тому, чтобы организовать парковочные карманы вдоль основных магистралей.

Пока речь идет о пилотном участке, включающем несколько улиц в центре Воронежа. Здесь предлагается обустроить заездные карманы для парковки – стоящие там автомобили не будут мешать транспортному потоку. Кроме того, для этого будут использоваться и небольшие пространства перед кафе, магазинами – сейчас там паркуются клиенты заведений и персонал.

– Все документы для реализации проекта есть – изменения в целевые программы можно будет рассмотреть на одном из ближайших заседаний гордумы, – подчеркивает парламентарий. – Тогда при наличии финансирования на подготовку к внедрению системы платных парковок потребуется два-три месяца.

Стоимость часа парковки предложено установить на уровне 40 руб. – немного выше, чем на подземных стоянках. Плюс ценовая политика, возможно, будет дифференцированной: в более загруженных местах припарковаться обойдется дороже. Пока рассматриваются два варианта финансирования проекта – за счет бюджета и с помощью муниципально-частного партнерства. Объем инвестиций депутат оценил в 20-25 млн руб.

– Необходимо запускать платное парковочное пространство в Воронеже, – отмечает Олег Черкасов. – Задача не в том, чтобы начать зарабатывать за счет стоянок, а в уменьшении количества припаркованных машин на городских – особенно центральных – улицах.

По мнению руководителя воронежского отделения МОО «Город и транспорт» Андрея Фурсова, введение платы за парковку на центральных магистралях должно способствовать тому, чтобы жители активнее пересаживались с личных авто на общественный транспорт. Но для этого он должен качественно измениться.

– Понятно, что существующими автобусами горожане пользуются неохотно, – отмечает общественник. – Маршрутки должны быть комфортными, новыми и чистыми.

Но поможет ли введение платной парковки избавить центр Воронежа от возможного транспортного коллапса? Может, целесообразнее запретить въезд в исторический центр для частного автотранспорта или установить плату за возможность ездить здесь на личных машинах? Но об этом – отдельный разговор.