Газета,
которая объединяет

Тепло ледяных фьордов

Воронежцы услышали «разнородный» джаз
Рубрика: Культура№ 107 (1967) от
Автор: Сергей Попов

Одним из постулатов ежегодного фестиваля «Джазовая провинция», что завершился в Воронеже на днях, является стилистическое разнообразие звучащей музыки.

Ведь джаз – это не только стандарты «прекрасного далека», ставшие классикой жанра. Рамки джаза намного шире. И одно из заключительных «провинциальных» мероприятий порадовало воронежских меломанов именно яркой звуковой палитрой.

Хитрая экспрессия

Эстонский саксофонист Лембит Саарсалу и курский пианист Леонид Винцкевич – люди, стоявшие у истоков советского джаза. Достаточно сказать, что их сотрудничество началось 31 год назад. И вот уже два десятка лет дуэт выступает на каждой «Джазовой провинции».

На сей раз их сет вышел особенно изысканным. Звучание порой напоминало эдакий «джазовый брит-поп» – как хотите, так и понимайте. Но – без грязного саунда, зачастую свойственного брит-поповым вещицам. Экспрессия оказалось хитрой и неустойчивой. А каждое звуковое полотно напоминало некий «калейдоскоп радости»: картинки все время менялись, а ощущение – чудесное и благостное – оставалось.

Норвежская «Эспен Эриксен Трио» для многих стала главной группой воронежской «провинциальной» программы этого года. Наверное, не в последнюю очередь благодаря тому, что Норвегия – страна со славными музыкальными традициями.

Без «загонов»

В начале 60-х годов прошлого века в Норвегии началось бурное развитие джазовой сцены. И привело к тому, что местные музыканты решили создать некий симбиоз национальной музыки и джаза. Так родился новый стиль.

А еще в Норвегии с большим пиететом относятся к представителям культуры. На развитие культурных проектов в год из бюджета там выделяется примерно 8%. Для сравнения – у нас на эти цели идет всего 0,8%. При том, что бюджеты – примерно равны.

Стоит ли удивляться, что норвежские группы и музыканты во многих жанрах показывают «класс»? «Эспен Эриксен Трио» стали не исключением, а, наоборот, яркой иллюстрацией правила. Вкуснейший, филигранно исполненный авторский материал, и – типично европейское внимание к деталям, к нюансам. Без «загонов», но с изрядной долей свободы и изобретательности. При немногочисленном наборе инструментов (клавиши, контрабас, барабаны) музыканты смогли представить публике не только «цепляющие» мелодии, но и интересную интерпретацию своих задумок.

Есть мнение, что «норвежский джаз – длинные ноты, которые разносятся над ледяными фьордами». Длинных нот действительно там хватает. Как и всяких пост-роковых тонкостей в комплекте с пространственным звучанием…

Вдали от «совка»

Затем в концерте последовал блок «джазовой классики». Первая его часть свелась к традиционному формату джем-сейшена, в котором приняли участие гитарист Алексей Кузнецов, певица Рита Эдмонд, саксофонист Роберт Анчиполовский и басист Стив Кершоу. До дыр измочаленный джазовый стандарт, песню «Sunny», кто только не исполнял! Даже, прости Господи, поп-звезды начала 90-х – «Полиция нравов». Естественно, версия от уважаемых музыкантов и рядом не лежала с дурнопахнущей подделкой постсоветского шоу-бизнеса. Но все же свежестью тут повеять не могло по определению.

Завершил концерт сет легендарного пианиста Сергея Манукяна, ставший «вишенкой на торте» для любителей традиционного джаза. Недаром же Сергея зовут в Воронеж уже второй раз за год: летом он выступал на фестивале «Усадьба Джаз». Всегда яркий, всегда необычный даже в рамках консервативного амплуа; это именно то, чего не хватало финалу того прекрасного вечера.

Есть мнение

 «Саарсалу – любопытнейшая индивидуальность, – считает Леонид Винцкевич. – Это не «болтливый» музыкант. Нот играет мало, но каждая на месте. У него абсолютно отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к показной технике, пустой пассажистике».