Газета,
которая объединяет

«Театр должен существовать для зрителя»

Семен Спивак о сущности творчества, искусстве лицедейства и йоге
Рубрика: Культура№ 108 (1968) от
Автор: Ирина Костенко

С руководителем Молодежного театра на Фонтанке корреспонденты «Берега» встретились на VII театральном фестивале имени Максима Горького в Нижнем Новгороде.

Знаменитый театр привез в Нижний свою не менее знаменитую пьесу «Три сестры» в постановке Семена Спивака. Посетители фестиваля встретили и проводили ее овациями и восторженным «Браво!». Семен Яковлевич с радостью пообщался с нами и рассказал о своем видении творческого процесса, своих учителях, и о спектакле, который уже десять лет словно «преследует» аншлаг.

И режиссер, и зритель

– Кого вы считаете учителем в режиссуре, на кого можете равняться?

– Меня учил Исаак Романович Штокбант – до сих пор его благодарю. Несомненный авторитет для меня – Георгий Александрович Товстоногов – он меня тоже учил. И я всегда хотел достичь такого уровня театра, о каком говорил Товстоногов. После того, как он умер, я еще два года видел его во сне: он просто сидел и смотрел на меня. Возможно, у него были какие-то идеи, связанные со мной и театром.

– Кто для вас режиссер?

– Как вбил мне мой наставник Георгий Александрович Товстоногов: режиссер есть полномочный представитель зрительного зала, и все! Никакой не интерпретатор, ни кто-либо еще. Всех остальных он назвал головастиками.

Если режиссер – представитель зрительного зала, то у этого режиссера и поставленных им спектаклей всегда будет зрительный зал. Почему так? Потому что любой человек любит рассказывать о себе и слушать о себе. Я как-то разговаривал с испанским режиссером. Я ее спросил: «Что вы все время говорите: Чехов, Чехов…» А она отвечает: «Ну, это про меня, про мою жизнь, про мои проблемы, про мою любовь. Это о том, как я была замужем за испанским драматургом, а потом я влюбилась в продюсера, ушла из дому и так далее…» Так вот, Чехов про нас писал, и в театре мы должны показывать спектакли про человека…

– А кто для вас актер?

– Актеры – как мои дети, и к ним нужно относиться с любовью. У нас нет ни одного лишнего человека в театре, со всеми мне хочется стоять рядом. У меня дочь актриса – и я знаю, что такое актерский труд, и понимаю, как тяжело им, когда их не любят. Я, например, когда артисты делают что-то очень хорошо – сам как ребенок выражаю свой восторг. Вы не представляете, насколько это важно, чтобы актеры знали, какие они классные!

– Как вы выбираете произведения для постановок?

– Когда режиссер читает пьесу, и у него раздается внутри «щелчок» – он ее ставит. В выборе нужно отсечь ум, здесь важны только чувства. Когда просто думаешь – «а не поставить ли мне вот этот спектакль?» – ничего не получится. Как можно сказать человеку: «Вот это хорошая женщина – люби ее». А вот если душа не лежит?

– Что такое успех спектакля и успех театра?

– Сейчас время в моральном отношении тяжелое – и искусство, и театр в том числе должны излучать свет, чистоту, любовь. А еще Михаил Чехов говорил, что настоящего спектакля вне атмосферы не бывает. Если нет в спектакле атмосферы – ее нет и в зрительном зале, и только «переливаясь» в зрительный зал, сцена объединяется с посетителями – и начинается совместное творчество. Зритель ведь тоже творит.

А чтобы театр был успешным, нужно, чтобы он существовал для зрителя. Есть театры для фестивалей, для критиков – а он должен быть для зрителя. Человек должен попасть в театр и отдаться ему как хорошей литературе, хорошей музыке.

– А что сложнее всего дается в спектакле?

– Достижение простоты. Помните как в Библии, где простота – там Бог…

Без зауми и с уважением!

– В репертуаре Театра на Фонтанке есть знаменитый спектакль, «Три сестры». Ему исполнилось в этом году 10 лет, и он до сих пор востребован зрителем. А между тем, «Трех сестер» на российской сцене – не счесть, самых разных. Почему, на ваш взгляд, побеждают вот эти «Три сестры» – в классической постановке?

– Это точно – Чехова ставили и ставят многие. Только у нас в Петербурге – четыре пьесы «Три сестры». У нас есть и авангардные «Три сестры», и физиологические «Три сестры», и скучные «Три сестры»… Есть наши «Три сестры» – и в течение десяти лет эта постановка проходит всегда с аншлагом. Наверное, это потому что у нас нет «зауми». И есть – огромное уважение к зрителю.

– Как удается сохранять в спектакле жизнь на протяжении стольких лет?

– Я полагаю, что раз режиссер поставил спектакль – значит, он за ним должен следить. Знаете, как на любую вещь, на спектакль оседает пыль. Я раньше никогда не замечал, что делала дома мама – то тут вымоет, то там протрет. Кто-то из домашних заболел – мама лечит, жалеет, дает таблетки… вот и режиссер так же со спектаклем, который может запылиться и даже заболеть. Это огромный труд.

– Семен Яковлевич, скажите, почему вы редко ездите с гастролями? Думаю, ваши спектакли хотели бы видеть у себя театралы многих городов?

– Мы действительно редко ездим, потому что у нас своеобразное пространство, и нам трудно играть на другой сцене. Мы играем в зале, где шесть рядов и 320 мест. А во многих залах – к примеру, ярусы. И нам приходится, конечно, многое переделывать. Например, на Горьковском фестивале мы отменили часть декораций, а это очень печально: ведь декорации делал великий наш русский художник Марк Фролович Китаев.

– То есть вам всегда так трудно вписаться в какое-то другое пространство?

– Да, это очень сложно! Мы для этого порой вообще переделываем весь спектакль. Переделываем свет, сцены. Это, может быть, звучит странно. Но когда проходит выставка живописи, мы часто обращаем внимание на то, что картины не на этой стене размещены – скажем, тут свет плохой, полотна теряются… А почему в театре мы не боремся за то, чтобы спектакль был в том пространстве, в котором он был сделан?

– Слышала, что вы занимаетесь йогой…

– Не менее получаса каждый день. Знаете у многих людей – и артистов, и режиссеров, и критиков – есть заболевание – «я – самый умный». Чтобы не допустить этого в себе, я и начал заниматься йогой. Эти занятия приводят к смирению и гармонии.

Наша справка

Семен Яковлевич Спивак, театральный режиссер, народный артист России. В 1979 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ныне – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). В 1979-1984 – режиссер Театра им.Ленинского комсомола. В 1984 перешел в Академический театр им. енсовета. С 1986 – режиссер Молодого театра при Ленконцерте, а в 1989 – возглавил Молодежный театр на Фонтанке. Семен Спивак ведет актерский и режиссерский курсы в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ).