Газета,
которая объединяет

Не становитесь мимо

Где и когда в Воронеже появятся платные городские парковки?

Воронеж хоть и не Москва, но в часы пик пробки на центральных улицах собираются серьезные. Понятно – автомобилей с каждым годом становится все больше, а возможностей для расширения улиц иногда попросту нет. Проблем добавляют и припаркованные возле обочин машины: владельцы не горят желанием загонять авто на частные стоянки. Изменить ситуацию, близкую к транспортному коллапсу, должна помочь организация платных городских парковок.

Не в новинку

Власти многих крупных городов – и в России, и по всему миру – рано или поздно задумывались: как разгрузить центральные улицы? Вариантов несколько. Первый – запретить или ограничить въезд в историческую или деловую часть мегаполиса. По такому пути пошли Афины. В греческой столице действует «дактилиос»: в будни по четным дням в центр города могут проехать только машины с четными номерами, остальные – по нечетным. А в Риме действуют более радикально: часть исторической зоны вообще закрыта для автомобилей.

Второй вариант – платный въезд в центр. Самый яркий пример – Лондон, где эта система действует с 2003 года. Удовольствие недешевое: за возможность проехать в один из центральных районов с понедельника по пятницу придется заплатить 11,5 фунта в сутки.

Пожалуй, самым распространенным считается вариант организации платных парковочных зон – подобные проекты действуют во многих европейских городах. Несколько лет назад опыт начали перенимать и в Москве, а за последний год платные городские стоянки появились в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Белгороде.

– Платные парковки давно работают по всей Европе, в США и Австралии, – рассказывает руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. – Местные жители поначалу не приветствовали их появление, но постепенно осознали, что плюсы перевешивают затраты.

Первый на пятилетку

В Воронеже идея организовать городскую платную парковку зазвучала с декабря 2013 года, но реализовать проект решили только сейчас. Пока речь идет только о «пилотной зоне» – участке по ул.Кольцовской (четная сторона) от пересечения с ул.Плехановской до ул.9 Января. Парковка рассчитана на 144 места. Вложения в обустройство стоянки – закупку и установку необходимой техники – оцениваются примерно в 10 млн руб. Запустить пилотный участок в мэрии рассчитывают в феврале-марте 2016 г.

– В декабре мы готовы объявить конкурс на оборудование первой платной парковочной зоны, – поясняет руководитель управления транспорта Воронежа Владимир Анисимов. – Если сочтем проект успешным, готовы раздвигать границы платных наземных парковок в центральной части Воронежа – аналогичные паркинги могут появиться на 6-8 улицах. В будущем число платных машиномест планируется увеличить ориентировочно до 20 тыс. Однако это будет зависеть от желания инвесторов и бюджетных возможностей города.

Важными критериями для определения победителя конкурса станут несколько параметров. Во-первых, комиссия учтет опыт реализации аналогичных проектов в России. Плюс два финансовых аспекта: процент от прибыли, который компания будет ежемесячно перечислять в городской бюджет – чем он больше, тем лучше, – и стоимость часа стоянки автомобиля. Здесь обратный принцип: более выигрышным будет дешевый тариф. Максимальную планку муниципалитет установил на уровне 40 руб. в час. Хотя в мэрии на большой дисконт не рассчитывают: цена в 30-40 руб. считается экономически обоснованной, а делать ее ниже инвестору невыгодно.

По итогам конкурса муниципалитет передаст компании-победителю право на организацию платной парковки на конкретной улице, а оборудование и обслуживание стоянки возьмет на себя инвестор. Например, на участке обязательно должны быть установлены паркоматы (специальные терминалы – прим. ред.), видеокамеры для наблюдения, информационные табло. Плюс необходимый состав инспекторов – они будут периодически проверять паркинг и штрафовать нарушителей. Через пять лет инвестор обязан передать все оборудование городу.

Бонус – в перспективе

Некоторые автолюбители заранее начали паниковат: мол, сейчас понаставят знаков «Стоянка запрещена» на всех улицах и будут деньги собирать. В мэрии такой подход опровергают: в будущем платные парковочные зоны в первую очередь начнут оборудовать в специально обустроенных карманах – вне проезжей части. Правда, либо муниципалитету, либо инвесторам придется вложиться в организацию площадок. Естественно, при появлении парковочных карманов стоянка у обочин окажется под запретом.

– Приучить людей к пользованию платными паркингами можно, но это требует ужесточения действующих правил, – считает руководитель воронежского отделения МОО «Город и транспорт» Андрей Фурсов. – Достаточно более пристального контроля над их соблюдением – возле Центрального рынка есть знаки о запрете парковки на улице, а машин меньше не становится. Но нарушители должны понимать, что рискуют получить большой штраф или попасть в ситуацию, когда их автомобили увезет эвакуатор.

Хотя и полностью отказаться от платной парковки возле бордюров вряд ли получится: на некоторых улицах, особенно в историческом центре, создать карманы для стоянок физически негде. В этих случаях, скорее всего, в ход пойдет вариант платы за парковку на крайней полосе дороги.

Коммерция или развитие?

Впрочем, не все считают, что введение платы за стоянку на центральных улицах – нормальная практика. Председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев видит в проекте в первую очередь коммерческую составляющую.

– Идея направлена на извлечение прибыли, – заявляет эксперт. – В Воронеже примерно десять лет не делалось существенных шагов по развитию транспортной инфраструктуры – например, тех же зон для парковки. Получается, что автовладельцам не предложат альтернативных бесплатных вариантов стоянки в центральной части города. А сразу заставят людей переходить на платные парковки, что неправильно.

Однако Владимир Анисимов уверен, что введение платы за стоянку в центральной части Воронежа позволит существенно разгрузить дороги.

– Мы понимаем, что прирост транспорта сегодня – примерно 200 машин в день, а для большинства людей центр города – зона притяжения, – добавляет глава управления. – Платные парковки – мера непопулярная, но необходимая: ни один крупный город от этого не ушел.

Какая из этих точек зрения ближе к истине, станет ясно только со временем: не попробуем – не узнаем. А федеральный эксперт Сергей Канаев напоминает: ограничение зон бесплатной парковки должно сопровождаться и другими мерами – созданием качественной и комфортной системы пассажирского транспорта. Но об этом – в следующий раз.