Газета,
которая объединяет

Не травите, мужики!

Утечка аммиака: благо для сельского хозяйства, или угроза для людей?
Рубрика: от
Автор:

Владельцы аммиакопровода «Тольятти-Одесса» наконец-то пожелали высказать свою точку зрения по поводу аварии, произошедшей летом в Терновском районе. Сначала конечный бенефициар трубопровода Владимир Махлай разразился гневным комментарием к материалу, посвященному данной проблеме, на портале Pravda.ru. А на днях собственное видение ситуации в «Комсомольской правде» обозначил гендиректор ОАО «Трансаммиак» Андрей Иванов.

Когда факты «не пляшут»

Если вкратце, то мнение руководителя можно обозначить так: да, авария произошла, отрицать ее бессмысленно, но административные и надзорные органы выставляют компании чрезмерные претензии по компенсации ущерба.

– Давайте смотреть правде в глаза: суммы ущерба, которые нам сегодня предъявляют к оплате, не имеют ничего общего с реальностью, – поясняет он. – По некоторым статьям цифры завышены чуть ли не в сто раз!

Иванов уверен: только полное соблюдение всех требований безопасности, неустанная забота о трубопроводе позволили не допустить действительно серьезной трагедии.

«Такое внимание к безопасности дало свой результат – через 14 минут после обнаружения июньской утечки аварийный участок трубопровода был перекрыт, затем люди из потенциально опасных районов оперативно эвакуированы, а время сбора спасателей даже опередило предписанные нормативы – это показало расследование Ростехнадзора», – пишет журналист газеты со слов гендиректора «Трансаммиака».

Только тут есть некоторые нестыковки. Во-первых, люди из «потенциально опасных» районов были эвакуированы благодаря действию не компании-эксплуатанта аммиакопровода, а чиновницы местного уровня, по счастливому стечению обстоятельств находившейся в тот момент именно в пострадавшем селе Липяги и незадолго до того прошедшей необходимое обучения в органах ГО и ЧС. А во-вторых, спасатели прибыли, действительно, очень быстро – через 22 минуты. Но это были… сотрудники МЧС! Собственные же службы «Трансаммиака» стали подтягиваться к месту аварии более чем через пять часов после получения сообщения о ЧП! Если это – опережение предписанных нормативов, то страшно даже представить, какие они – эти нормативы!

Удобрение фантазией

Дальше – больше. Андрей Иванов уверен: департамент аграрной политики Воронежской области сильно завысил размер сельхозугодий, пострадавших в результате утечки аммиака. По его мнению, отравленными оказались не 175 га, а всего 0,86 га. И то – не отравленными, а «удобренными».

«Аммиак, по сути, является ценным азотным удобрением, – говорится в материале. – Поэтому если небольшие его количества и попали на окружающие трубопровод поля, то при средней норме внесения удобрений в 100-150 кг на гектар эта утечка еще и улучшила состояние сельскохозяйственных угодий».

Одну минуточку! Разве аммиак в чистом виде проникает в почву? Если да, и если он настолько ценен для нее, то почему собственники заводов минеральных удобрений тратят такие колоссальные средства на переработку аммиака в различного рода вещества, которые впоследствии вносятся на сельхозугодья? И почему департамент аграрной политики одним из первых забил тревогу после ЧП? Там – что не хотят видеть воронежские поля удобренными и высокоурожайными?

«Бюджетный» радиус

Очевидно, руководство ОАО «Трансаммиак» всячески делает вид, что их незаслуженно оскорбили. Поэтому обвиняет в сложившейся ситуации  то желающих нажиться на них селян, то экс-владельца россошанского ОАО «Минудобрения» Николая Ольшанского, то главу региона Алексея Гордеева (подробнее об этом – в №111 (1971) от 02 декабря 2015 г.). Их конечная цель вполне понятна: компания не желает платить большие суммы штрафов за ЧП по ее вине.

И отчасти у нее это даже получается. Так, на прошедшей недавно пресс-конференции руководитель областного ГУ МЧС Игорь Кобзев отметил, что на аммиакопроводе «Тольятти-Одесса» установят систему оповещения о чрезвычайных ситуациях. Правда, сделано это будет, скорее всего, за бюджетный счет, а не за счет владельца трубопровода. Потому что владелец не желает обеспечить радиус оповещения в 5 км. То есть, властям придется изыскивать на это средства из и без того дефицитного бюджета, в котором в связи с кризисом сокращены расходы даже на социальные нужды.

Такой подход руководства предприятия во многом объясняет, почему наш губернатор в свое время дал столь резкую оценку деятельности «Трансаммиака», охарактеризовав ее как «чистый шараш-монтаж». Впрочем, руководству ОАО от этого, похоже, ни тепло, ни холодно. Ему нужно любыми способами отбиться от претензий, предъявленных к предприятию через судебные органы.

Правда, пытаться воздействовать на суд через СМИ, используя для этого, мягко скажем, не вызывающие доверие факты – гиблое дело.

Справка

Авария на 996 км магистрального аммиакопровода, проходящего вблизи села Липяги Терновского района, произошла 21 июня 2015 г. Вследствие порыва на трубопроводе произошла утечка жидкого аммиака, повлекшая загрязнение атмосферы, почвы и массовой гибели рыбных запасов. Предварительный ущерб от аварии был оценен следствием примерно в 2 млрд руб.

Минимальное количество пострадавших среди населения было обусловлено исключительно грамотными действиями чиновников местного уровня, в кратчайшие сроки организовавших эвакуацию 771 жителя Липягов (включая 154 детей). Дальнейшие мероприятия по ликвидации последствий аварии полностью легли на плечи спасателей.

В конце сентября ГУ МВД по Воронежской области возбудило по факту аварии уголовное дело по ч.1 ст.250 УК РФ (загрязнение вод) и ч.1 ст. 254 УК РФ (порча земли). Сегодня оно находится в производстве следователей СУ СК по Воронежской области.

Кстати

Владельцы компаний «Трансаммиак» и «Тольяттиазот» Владимир и Сергей Махлай, как и бывший гендиректор завода Евгений Королев, проживают за границей. В России они не появляются в силу того, что в отношении них здесь возбуждены уголовные дела по статье «Мошенничество». Все они объявлены Интерполом в международный розыск.

Это интересно

По физиологическому действию на организм аммиак относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы.

Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы, вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи.

При соприкосновении сжиженного аммиака и его растворов с кожей возникает жжение, возможен химический ожог с пузырями, изъязвлениями.