Газета,
которая объединяет

Прогулка по темным аллеям

В зале на Кирова работает выставка «Читая Бунина»
Рубрика: от
Автор:

Прямой отсылки к одному из самых известных произведений Ивана Бунина – рассказу «Темные аллеи» – на выставке, о которой пойдет речь, нет.  Но уж больно велик соблазн напомнить, пользуясь удобным случаем, именно о знаковых «Темных аллеях»: их автор (посредством своего многопланового творчества, разумеется) стремился вести читателя путем открытий лирического толка. А на этом пути – чего только нет: людские судьбы, романтические пейзажи, виды сельских церквушек и иные-прочие составляющие неубиваемой российской действительности. Только дай себе труд прошвырнуться туда-сюда, найди время…

Начинается – с вешалки

Авторы выставки «Читая Бунина», открывшейся под занавес ушедшего 2015-го в муниципальном выставочном зале на Кирова, 8, в течение года путешествовали по бунинским, можно сказать, местам. Группа из почти двух десятков художников, представляющих не только Воронеж, побывала в населенных пунктах, где в разное время довелось жить и трудиться знаменитому уроженцу нашего города – первому русскому Нобелевскому лауреату. В качестве находок – виды природы воронежской земли, архитектурные изыски Санкт-Петербурга и побережье Черного моря в интерпретации живописцев и графиков – почитателей таланта Ивана Алексеевича.

Мастера говорят, что по возможности старались рассмотреть посещаемые места бунинскими глазами – и максимально точно передать эти видения, саму их атмосферу зрителям. Ожидаемо хватает в экспозиции и портретов: какой же Бунин без психологической характеристики персонажей его литературы? Вот и читаются в большинстве выставочных портретов характеры – те самые людские судьбы.

Экспозиция – масштабная: составлена из почти полутора сотен работ. А открывается уже в фойе зала, сообщая выставке долю театральности – в деликатном ее, не кричащем варианте. Не сказать, что это – ноу-хау по-воронежски (вспомним ряд выставок Платоновского фестиваля или те, что открывались в 2015-м в областном Литературном музее), но – не самая расхожая практика. Между тем она, отрабатывающая не сугубо изобразительные поводы, более чем оправдана: так, «Читая Бунина» появилась как посвящение 145-летию Ивана Алексеевича. И отмечать юбилей великого русского писателя, что называется, без слов было бы странно. Отсюда – минимальная литературная оснастка выставки, как раз в фойе представленная: как бы краткое «введение» в основной «текст».

Переиздание как памятник

Отрадно, что единая задача авторов – сделать выставку бунинской – не подвела художников и их работы, очень разные, к безликому общему знаменателю. Каждый мастер получил возможность продемонстрировать собственный творческий почерк, манеру, взгляд на вещи и т.д. Но при том, как заметил один из самых именитых участников, народный художник России, академик Олег Савостюк, выставка передает коллективное ощущение творчества и личности Ивана Бунина.

То, что это ощущение интересует не только представителей изобразительного творческого цеха, стало понятно на открытии выставки, собравшем литераторов, издателей, искусствоведов, ученых. Гости, выступая перед публикой, говорили о значении Бунина не только для русской, но и мировой литературы. Профессор Олег Ласунский напомнил об основных этапах небезоблачного бунинского пути, памятные вехи которого связаны в том числе и с Воронежем. Представитель департамента культуры отметила, что организаторы – руководство Воронежского художественного училища – сделали не просто выставку; нам явлен художественный памятник знаменитому писателю и поэту. А председатель правления региональной организации Союза писателей России Иван Щелоков озвучил предложение, которое хорошо бы принять как руководство к действиям уже сейчас – к 150-летию Ивана Бунина издать его поэтическое избранное, проиллюстрированное репродукциями работ, представленных на юбилейной выставке. Ведь лучшего увековечения памяти Литератора с большой буквы, чем переиздание его произведений, быть не может. С учетом того, что по бунинским «Темным аллеям» нам еще – гулять и гулять…

прямая речь

«Главное не то, что именно изображено на полотне: озеро, дубрава, холм или загадочное женское лицо, – считает постоянный посетитель выставочного зала, жительница Воронежа Ольга Ачкасова. – Важно, что художники прониклись духом творчества Бунина и смогли передать зрителям ощущение его могучей личности».