Газета,
которая объединяет

Однотипная красота

Глава УФАС усомнился в своевременности введения дизайн-регламента в Воронеже

Сфера ЖКХ в Воронежской области стабильно удерживает лидерство по числу нарушений антимонопольного законодательства. В 2015 г. на этот сегмент пришлось около 60% материалов, рассмотренных сотрудниками областного управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как бороться с двойными платежками за домофоны, и чем, по его мнению, нехорош единый дизайн-регламент для воронежских предпринимателей, рассказал на пресс-конференции руководитель регуправления ведомства Владимир Рохмистров.

Спорные домофоны

Конфликт вокруг выставления двойных счетов за обслуживание домофонов обострился еще в 2015 г. Организации, в течение нескольких лет по соответствующим договорам с жильцами занимавшиеся ремонтом и содержанием этого оборудования, пожаловались в ФАС на действия 16 крупных управляющих компаний. Сотрудники ведомства выяснили, что УК самостоятельно расторгли соглашения с подрядчиками, а графу за обслуживание домофонов включили в свои платежки. В итоге ни о чем не подозревающие жители многоэтажек исправно получали двойные «домофонные» квитанции. Антимонопольщики встали на сторону организаций, которые обслуживали технику изначально – 19 января ведомство выдало управляющим компаниям предупреждения с требованием прекратить нарушения.

– Мы считаем, что именно управляющие компании породили эту вакханалию, когда на конкурентный рынок пришли определенные лица, решив его монополизировать, – отметил Владимир Рохмистров. – Мы надеемся, что эти 16 УК выполнят наши рекомендации.

На устранение нарушений коммунальщикам отводится десять дней. Если они проигнорируют требования ФАС, ведомство выпишет предписания – в этом случае речь будет идти уже о штрафах. Аналогичные дела рассматривались и в других регионах – например, в Удмуртии – и успешно для ФАС прошли все судебные инстанции.

А бензин не дешевеет…

По традиции интерес журналистов вызвали изменения цены на топливо в регионе в прошедшем году. Правда, в сферу интересов антимонопольщиков попадает не весь рынок: они отслеживают только изменения стоимости топлива в вертикально интегрированных нефтяных компаниях, представленных в регионе. Речь идет об организациях, входящих в структуры НК «Роснефть» и ОАО «Лукойл».

По идее, если стоимость нефти бьет все антирекорды, то и бензин дорожать не может, правда? Оказалось, не так. Глава регуправления привел статистику: за год оптовые цены на бензин и дизельное действительно снизились, но в рознице сохранилась динамика роста.

– Рынок нефтепродуктов для нас – в приоритете, – подчеркнул руководитель управления. – Надеемся, что ценовая политика будет вполне достойная, в рамках закона о защите конкуренции – без сговоров и зло­употреблений положением.

Остается надеяться, что в 2016 г. жители Воронежской области увидят реальное снижение цены бензина – на автозаправках, а не в статистических выкладках.

Регламентация – порок?

Немало вопросов у Владимира Рохмистрова вызвало и введение в Воронеже дизайн-регламента. Документ предусматривает единый стиль оформления фасадов зданий, витрин и входных групп магазинов на 70 магистральных улицах. Регламентироваться будет не только величина вывески, но и цветовое решение фасада каждого здания.

Кстати, в Воронеже дизайн-регламент действует сравнительно недавно – в тестовом режиме городские власти запустили проект с 1 июня 2015 г. Пилотной зоной стали здания, расположенные вокруг Кольцовского сквера.

Однако Владимир Рохмистров считает практику введения подобного регламента «принципиально порочной».

– Мы видим, что со стороны предпринимателей восторга нет: в интервью, в прессе бизнесмены жалуются, что это дорого, время сейчас непростое, они теряют своих клиентов в результате необходимости убрать какие-то элементы привычной идентификации своего магазина – все торговые точки оформляются в одном стиле, «под одну вывеску», – поделился наблюдениями руководитель регуправления. – Вместе с тем, ни один бизнесмен пока не обратился с жалобой в ФАС, хотя мы призываем это делать, если законные интересы нарушаются.

Владимир Рохмистров поделился и личным обывательским мнением: предусмотренное дизайн-регламентом «обезличивание, связанное с внешней красотой», приводит к тому, что «страдают предприниматели». Кроме того, дискомфорт, по его словам, испытывают и простые горожане: в череде однотипных вывесок и витрин внимание покупателей не фокусируется на конкретном, нужном ему магазине.

Однако Воронеж – в части введения дизайн-регламента – далеко не новатор. Аналогичные документы давно созданы во многих европейских городах, строгие нормативы действуют в Москве и Санкт-Петербурге. Казалось бы, практика апробирована? Однако руководитель регуправления ФАС указал на четкую разницу: в этих городах много архитектурных памятников, уродовать которые рекламой нельзя.

– Такое здание должно быть освобождено от всего лишнего, мешающего восприятию, – отметил глава ведомства. – Но распространять подобный подход на дома, которые не относятся к этой категории? Здесь появляются определенные вопросы.

Владимир Рохмистров предположил, что «антимонопольное» нарушение в данной ситуации может заключаться в «необоснованном требовании перечисления денег». Речь идет о затратах на переоформление входных групп, витрин и вывесок в новом, едином для всех стиле – по приведенным им оценкам, для одной торговой точки эта сумма составляет в среднем 30 тыс. руб.

Впрочем, руководитель ведомства признал, что детального анализа дизайн-регламента на соответствие Градостроительному кодексу его специалисты пока не проводили. Сконцентрироваться на этом Владимир Рохмистров пообещал в наступившем году.

КСТАТИ

Отказ подстраиваться под нормативы дизайн-регламента в будущем грозит предпринимателям финансовыми санкциями. За несоблюдение правил благоустройства (к ним относится и оформление вывесок и входных групп в едином стиле) на физлиц могут наложить штраф – от 1 до 3 тыс. руб. Для должностных лиц эта сумма варьируется от 3 до 5 тыс. руб. А самые серьезные штрафы предусмотрены для юрлиц – от 5 до 25 тыс. руб.