Газета,
которая объединяет

Полет Стрижа

В зале на Кирова экспонируется живопись художника-писателя
Рубрика: Культура№ 8 (1987) от
Автор: Оксана Мишина

Это имя – Наталья Стриж – само по себе «намекает» на полетность его обладателя. И не обманывает: воронежская художница, уже достаточно хорошо известная коллегам и зрителям, работает исключительно по вдохновению. Очередной его плод – выставка живописных полотен, расположившаяся в фойе зала на Кирова, 8.

Принципиальный глобализм

Ее называют художником-бунтарем: Наталья, как творец, определенно «выламывается» из усредненных форм, стилистик, поэтик. Но в этом «выламывании» она, как ни удивительно, вполне органична. И узнаваема; громадное, экспрессивное, властное, сочное, всеобъемлющее, фантазийное, реальное – эпитеты, которые рождает созерцание масштабных полотен этого автора.

Живопись «от Стрижа» всегда заполняет пространство по максимуму; в давнем интервью автору этих строк Наталья признавалась – «не чувствую себя в маленьком формате. Мне в нем тесно и очень плохо». При том ее творчество – местами сугубо «девчачье»: художнице нравится, к примеру, любоваться красивыми цветами, упиваться декоративными композициями.

Везде, однако – сумасшедшая палитра и подчеркнутый, принципиальный глобализм: мир Натальи Стриж и вокруг нее объемен и многообразен. Многообразен настолько, что порой бредовые, плохо формулируемые сюжеты видятся естественным проявлением бытия…

Виртуальный сталкер

Специалисты, говоря о широком диапазоне интересов Натальи Стриж и постоянном поиске новых форм самовыражения, отмечают: именно эти факторы обуславливают разнообразие стилей и направлений в работах. Зрителю предлагается и лирический символизм, и безудержный экспрессионизм, и тонкий психологизм. То, что на первый взгляд кажется хаосом и бессистемностью – система и есть; полотна Стриж объединяет особая подача – идеи ли, предмета. Излюбленный крупный план отсылает к приемам кинематографа: объект (который у Натальи – всегда субъект) физически приближен не только к глазам зрителя, но и к его сердцу.

Потребность возвести обычный, обиходный предмет до монументализма – явление, интересное само по себе. Но Наталья претендует на большее – и оно, это «большее», реализовывается в том числе и в литературе: в пресс-релизе сказано, что Стриж написала книгу «Свободный полет по железной дороге». Так что звание инженера человеческих душ – «регалия», явно привлекающая художницу. Которая, словно виртуальный сталкер, уверенно прокладывает свой путь к «новой» духовности.

Справка «Берега»

Наталья Стриж в 1986 году окончила Воронежское художественное училище. Выставлялась в художественных салонах Воронежа и Москвы. Принимала участие в зарубежных выставках. Первая книга Натальи «Свободный полет по железной дороге» пропагандирует  идею возврата к природе и традиционным духовным ценностям, отрицая ту цивилизацию, в которой все мы вынуждены жить.