Газета,
которая объединяет

Дом на фоне конфликта,

или Кому платить за обслуживание домофонов?
Рубрика: от
Автор:

В январе многим воронежцам предложили оплатить обслуживание домофонов «оптом» – сразу за весь год. Столь неординарный ход предприняли частные организации, которые с некоторых пор борются с управляющими компаниями (УК) за право ремонтировать автоматические запирающие устройства и взимать за это плату.

Общее и частное

Разногласия в том, к чьей сфере ответственности относится домофонное оборудование, начались давно. Частники – ООО «Домофон-Центр», ООО «РУСИЧИ», ООО «НИАЛ» и ряд ИП, которые занимались его установкой еще в девяностые годы – доказывают, что это их не только святое право, но и прямая обязанность. Они уверяют – их деятельность абсолютно законна потому, что у них с каждым жильцом напрямую заключен договор на обслуживание. Однако за прошедшие с момента заключения договоров годы собственники у квартир менялись, документы – терялись… То есть по факту далеко не каждый сможет похвастаться наличием такой бумаги.

Управляющие же компании уверены в своей правоте: раз уж жилищное законодательство прямо относит домофоны к общедомовому имуществу, значит, обслуживать их должны тоже они. Причем с возможностью привлечения к этому процессу специализированных организаций, как они это делают, к примеру, в случаях обслуживания лифтов.

Стороны конфликта попытались найти истину в суде. И в данный момент есть уже четыре решения, которые вступили в законную силу. Все они – в пользу УК.

– Домофонное оборудование, размещенное в местах общего пользования жилого дома, входит в состав общего имущества этого дома, – поясняет юрист по вопросам ЖКХ юридической компании «Сфера права» Денис Елагин. – Его содержание, обслуживание и ремонт относится к обязанности управляющей организации. УК в данном случае наделяется правом самостоятельно или с привлечением подрядной организации оказывать данные услуги и получать плату за обслуживание домофонного оборудования.

Нездоровая конкуренция

На специалистов подрядной организации (ООО «Домофон-Ресурс») свалилось много работы. И порой выполнять ее приходится, испытывая противодействие конкурентов.

– Мы работаем на основании договора с УК, как того требует жилищное законодательство, – рассказывает мастер компании Игорь Майданюк. – Работы очень много. Нередко складывается впечатление, что до нас к домофону несколько лет никто из специалистов-ремонтников не притрагивался. Механизмы приходится буквально реанимировать, а в большинстве случаев – менять все комплектующие. Кроме того, до сих пор сталкиваемся со случаями вандализма. И не думаю, что это дело рук только жителей.

Министерство регионального развития РФ уверяет – о конкуренции в данном вопросе речи идти и вовсе не должно. Еще в 2011 году ведомство в письме разъяснило, что домофон полностью соответствует признакам общего имущества многоквартирного дома, значит, заключение прямых договоров между жильцами и специализированными организациями на обслуживание этих устройств незаконно. То есть управляющие компании обязаны взять это на себя. А само домофонное оборудование должно входить в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.

– Мы, жители многоквартирного дома, наняли УК, чтоб она им управляла, – говорит руководитель ВООО «Жилищный контроль» Татьяна Головачева. – В разных домах – разные нужды. Где-то есть только домофоны, а где-то к ним добавляются лифты и системы наружного наблюдения. Так логично, чтобы у УК были договоры со всеми необходимыми обслуживающими организациями. Мне лично договор с каждой из них не нужен.

«В одних руках»

Так рассуждают и надзорные ведомства, к которым обращаются жители, если происходят несчастные случаи, связанные с неисправными домофонами. К примеру, в доме №4 по улице Танеева жительницу ударило током, когда она попыталась открыть домофонную дверь. Оказалось, провода автоматического запирающего устройства были подключены неправильно. В итоге женщина получила травму, а разбираться стали с УК, а не индивидуальным предпринимателем, который устанавливал и подключал домофон, а потом собирал деньги за его обслуживание.

– Бывало, что жильцов и дверью придавливало из-за неисправных доводчиков, и било током, а мы, не обслуживая это оборудование, вынуждены были держать ответ перед надзорными ведомствами, – поясняет директор УК Центрального района Роман Понизовный. – А сейчас управление находится в наших руках. Мы не снимаем с себя ответственности, просто теперь контролируем работу подрядчиков. И такой подход находит положительные отклики у жителей.

На стороне управляющих организаций оказалась и Государственная жилищная инспекция Воронежской области (ГЖИ).

– Там, где домофоны не были оборудованы во время строительства, их необходимо внести в состав общего имущества, а заключение договоров собственников со специализированными организациями является незаконным, – уверена руководитель ведомства Диана Гончарова.

По ее словам, разночтения в данном вопросе приносят неудобства жителям, которые в ГЖИ пытаются найти ответ на вопрос «кому платить?».

– Жалобы на двойные платежки за домофон регулярно поступают к нам, – продолжает руководитель. – Ежедневно в режиме телефонных звонков бывает не менее 10 обращений. Напряжение по данной проблеме не ослабевает.

И это неудивительно. Несмотря на то, что, казалось бы, сумма небольшая – речь идет о 30 рублях с квартиры – хочется точно знать, кому звонить в случае поломки запирающего устройства.

Новая квитанция от ИП уверяет, что им. «Наша организация продолжает производить ремонт и техническое обслуживание подъездных домофонов в полном объеме, несмотря на возникшую задолженность у некоторых собственников, так как мы хорошо понимаем причину ее возникновения», – говорится на оборотной стороне платежки.

Однако по факту оказывается, что и подрядчикам управляющих организаций в последнее время хватает работы. Ежедневно в компании поступают до 60-70 заявок. Это невольно наводит на мысли: как же до этого обслуживались домофоны, если сейчас специалистам приходится буквально полностью менять оборудование, которое отказывается исправно работать?

Тем временем

Прокуратура области выявила свыше 1100 нарушений при эксплуатации лифтов в многоквартирных домах.

Прокуратурой области с привлечением специалистов Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового лифтового оборудования.

Прокурором Ленинского района Воронежа установлено, что в домах №70 по улице Грамши, №132 по улице Чапаева, №12 по переулку Новому использовались лифты по истечении срока службы.

Подобные нарушения выявлены прокурорами Железнодорожного, Левобережного, Коминтерновского районов Воронежа, Калачеевского, Павловского, Россошанского и других районов области.

В интересах жителей прокурор Ленинского района Воронежа предъявил в суд исковые заявления о понуждении произвести работы по ремонту лифтового оборудования в многоквартирных домах.

В некоторых домах Железнодорожного района лифты эксплуатировались с изношенными лебедками, механизмами ограничителя скорости лифтов, неработающей сигнализацией кнопок вызова, а также в отсутствие двусторонней переговорной связи для вызова помощи в случае технической неисправности.

В Советском и Коминтерновском районах не принимались меры по устранению протечек атмосферных осадков на электрооборудование лифтов, установке обрамлений на порталы дверей кабин и шахт лифтов, их надлежащему освещению.

Факты эксплуатации лифтов без страхования гражданской ответственности выявлены прокурорами Железнодорожного, Левобережного, Ленинского и других районов.

По итогам проверки прокурорами возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушения технических регламентов), руководителям управляющих организаций внесены представления об устранении нарушений закона.

Всего прокуратурой выявлено более 1100 нарушений, в суд направлено 17 заявлений, внесено 25 представлений, возбуждено 40 дел об административных правонарушениях.

Фактическое устранение нарушений находится на контроле органов прокуратуры области.