Газета,
которая объединяет

На территории «Слободы»

Вышел в свет очередной номер литературного альманаха
Рубрика: Культура№ 13 (1992) от
Автор: Анна Жидких

"Ямская слобода", опыт губернского литературного процесса, отделение 6… Информация, размещенная на титульном листе очередного номера литературного альманаха, издаваемого в Воронеже с 2011 года, не только описывает фактическую сторону дела, но и заявляет стилистику издания: сборник текстов и иллюстраций, напечатанный в Тамбове тиражом 400 экземпляров, построен по принципам, дошедшим до нас из «старины глубокой».

Сильнее политики

Современная «Ямская слобода» (редактор-составитель – Дмитрий Дьяков) – продукт, скажем так, успешной реанимации, осуществленной региональным отделением Союза российских писателей. «Опыт Воронежской губернской типографии» – первая воронежская книга в восемьдесят страниц, объединившая стихи нескольких самобытных поэтов – была издана в 1798 году. С пометкой «отделение первое». И вот спустя 213 лет издание воскресло – с тем же подзаголовком. И тем же пиететом к талантливому слову. Что же касается названия – оно есть дань уважения воронежской Ямской слободе, откуда начался путь в большую литературу гениального Андрея Платонова.

Андрей Платонович (с пояснением «великий русский писатель, уроженец Воронежа») выбран и автором одного из эпиграфов книги – «Страна темна, а человек в ней светится». Второй эпиграф – бунинский (Иван Алексеевич отрекомендован точно так же): «Истина – выше России». Эти «постулаты» отражают суть редакторского подхода к формированию сборника. А в «необходимом предуведомлении» Дмитрий Дьяков оговаривается: сначала год создания альманаха, 2015-й, «в России объявили Годом литературы, а потом Воронеж назвали культурной столицей СНГ. Не заметить таких событий в литературном альманахе, как вы понимаете, мы не могли… СНГ – это СССР минус пять… Поначалу было желание собрать в нашем альманахе писателей именно из этих пяти «потерянных» бывших республик, показав, что литература может то, что не в силах сделать политика… Но потом выяснилось, что опубликоваться в нашем альманахе хотят не только литераторы из «потерянных» стран…»

В компании классиков

В итоге в 6-м отделении альманаха читатель встретился с писателями из Украины и Грузии, Эстонии и США, Венгрии и Румынии, Азербайджана и Казахстана. «Ну и России, конечно, – продолжаю цитировать Дьякова. – Мы собрали их на территории воронежской «Ямской слободы» уже не для того, чтобы доказывать преимущество культуры над политикой. К сожалению, события в мире разворачиваются столь стремительно, что главным для всех нас становится другой вопрос – переживет ли цивилизация империю?.. Собственно, на него мы и искали ответ».

Книжка содержит четыре раздела. Самый обширный – «Стихи и проза». Здесь наряду с известными именами – такими, как, к примеру, воронежцы Валентин Нервин и Сергей Попов, Борис Подгайный и Лариса Оленина, москвич Юрий Арабов, украинец Владимир Спектор – представлены читателю авторы новые, доселе неизвестные. К последним отнесу эстонца Мехиса Хейнсаара с его необычными, ни на что не похожими новеллами. Свободный художник – это как раз о нем, сочинителе, которого Дмитрий Дьяков называет «магическим реалистом, своего рода эстонским Кафкой».

Отдельные «почести» – воронежскому прозаику Александру Ягодкину. Его рассказ «Гнездо для аиста» альманах напечатал вслед за «Хрестоматией для внеклассного чтения» для 3-го класса, изданной «Росмэном». Таким образом наш земляк оказался в компании Пушкина, Пришвина, Пастернака, Зощенко, Барто и других классиков оте­чественной литературы.

Невеселые картинки

Второй раздел сборника посвящен юбилярам 2015-го, в числе которых – Михаил Каменецкий и Марк Берколайко. Каменецкого я вообще не могу читать спокойно. Его простой слог, лишенный намека на позу, сам по себе – честность и откровение. А тут еще – темы, способные «пробить» самого толстошкурого читателя: война и маленький человек на ней. Марк же Берколайко – человек, обладающий, по словам Дьякова, удивительным даром «наполнять смыслом любое пространство». С этим автором, которого рискну назвать парадоксальным реалистом, скучно не бывает никогда – и, судя по напечатанным в альманахе главам нового романа «Инструменты», не будет и впредь.

Самым, однако, трогательным для меня оказался раздел «Память». Прежде всего – благодаря письмам писателя Юрия Гончарова, адресованным друзьям-фронтовикам. Столько щемящих подробностей… С не меньшей благодарностью за написанное отмечу выступление Вячеслава Лютого, посвященное творческой истории воронежского Клуба поэтов «Лик», воспоминания Льва Кройчика «О роли личности товарища Сталина в истории моей жизни» и Эдуарда Пашнева об еще одном легендарном объединении – «Республике слова», очерк Тамары Дьяковой «Перелетная птица с черноземных полей», посвященный замечательной художнице, крестьянскому самородку Наталье Масликовой-Шмидтовой. Ее наивную живопись и рисунки представляют репродукции, помещенные в книгу (в том числе – на обложку), и в этом смысле материал о Наталье Лаврентьевне перекликается со статьей Владимира Добромирова «Искусство духовного сопротивления Владимира и Людмилы Лобода», включенной в четвертый раздел сборника – «Критика и эссеистика». Линогравюры супругов украшают альманах на всем его протяжении. Кроме того, он снабжен пояснительной страничкой «Коротко об авторах», что, безусловно, работает на цельность и законченность новой книги.