Газета,
которая объединяет

За расставаньем будет встреча

В академическом театре драмы им. Кольцова – «инновационная» премьера
Рубрика: Культура№ 17 (1996) от
Автор: Сергей Попов

Спектакль режиссера кольцовского театра Никиты Рака «С любимыми не расставайтесь» по одноименной пьесе знаменитого советского драматурга Александра Володина, премьерный показ которого состоялся на днях, стал «тихой сенсацией». Никаких пафосных заявлений в репетиционный период, никакого агрессивного пиара – а в итоге театр показал то, до чего долгие годы не дотягивал.

Помогали и не мешали

Справедливости ради отметим: развитие театра в последние годы шло поступательно. Почти каждая премьера оказывалась шагом вперед. Поэтому было очень интересно увидеть, когда же демонстрируемый уровень (постановочно-режиссерский и актерский) станет безоговорочно высоким. И вот – случилось.

Первое отличие «С любимыми не расставайтесь» от других премьер последнего времени бросилось в глаза уже на первых минутах действа – спектакль буквально дышит молодостью. Да, подавляющее большинство занятых в нем артистов – молодежь. Большинство, но не все. «Старая гвардия» тоже весьма неплоха – кто-то за счет того, что активно помогает «молодым и рьяным», кто-то – потому, что не мешает им.

Дух молодости обернулся свежестью тона повествования. Счастье: здесь нет заколебавших псевдоинтеллектуальных приемов «не для всех», нет совковых актерских штампов и фальшивой вычурности. Естественность, даже в некотором роде «бытовость», подчеркнутая сценическим оформлением, состоящем из нескольких десятков вентиляторов, делает постановку родной и близкой. А значит – «цепляющей». Звучащая в спектакле самая современная музыка (речь про хип-хоповые темы – нравится нам это или нет) выступает в роли некоего «усилителя вкуса».

Артисты – на высоте

Немалая заслуга в «прорыве» кольцовской сцены – блестящая работа артистов, которым отведены главные роли. Вячеслав Гардер, Анна Кикас и Екатерина Марсальская создали настолько добротное трио, что было бы неправильно выделять кого-то одного. Это, если хотите, «три кита», на которых держится действо.

Впрочем, ряд ролей второго плана никак не уступает в яркости персонажам упомянутой троицы: чего стоит трагикомичный герой Юрия Смышникова! Завсегдатаи театра привыкли видеть актера этаким утонченным мачо. А тут – бьющая свою жену пьянь. Но, черт возьми, как вкусно, талантливо исполненная!

Намеренно не будем останавливаться на сюжете – в отличие от важных театральных критиков мы за то, чтобы зритель, приходя в театр, был «не в теме». Иначе вместо удовольствия от процесса он получит возможность стать математиком, придирчиво оценивающим мелкие детали, часто не имеющие отношения к сути дела. Скажем лишь, что публика приняла новинку на «ура» – и эта оценка видится абсолютно адекватной труду создателей спектакля.

Справка «Берега»

Имя драматурга Александра Володина прочно связано с театром и кинематографом. Его пьесы с успехом идут на лучших сценических площадках, фильмы по его сценариям снимали известнейшие кинорежиссеры – Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Никита Михалков.