Газета,
которая объединяет

О грехах и рае

БГ представил в Воронеже новую трактовку библейского сюжета
Рубрика: Культура№ 18 (1997) от
Автор: Сергей Попов

Нельзя сказать, что легендарный «Аквариум» редко радует наш город концертами. В последнее время Гребенщиков и компания приезжают в Воронеж ежегодно. Но каждый раз их выступления проходят с неизменным аншлагом – народ идет и идет. Вот и недавний концерт исключением не стал.

Танцы в память

«Фишка» этого приезда группы – импровизированный уличный «бонус-концерт», состоявшийся на следующий день после концерта основного. Рано утром «Аквариум» сыграл несколько вещей у Покровского собора. «Вписав» воронежский эпизод в «хронику уличных песен», как сам музыкант именует этот перформанс. Суть проекта – в исполнении песен на улицах, в подземных переходах и метро.

Столица Черноземья – далеко не первый «пункт назначения» в рамках гребенщиковской затеи. До этого группа успела отыграть подобные концерты в девяти городах, включая Минск, Москву и Лондон.

Зато наш город стал первым в масштабном «весеннем» туре коллектива. Однако вещи из презентованного в Воронеже макси-сингла «Песни нелюбимых» на публике уже исполнялись и раньше. О них, впрочем, чуть позже.

Прошлой осенью ушел из жизни Борис Рубекин – бессменный клавишник всех вариантов «Аквариума», начиная с 1998 года. Он оставался, пожалуй, единственным участником коллектива, которого БГ в период с 1998 по 2015 годы ни разу не «вычеркивал» из состава группы даже на короткий срок. В память об ушедшем музыканте Гребенщиков даже записал специальный выпуск ведомой БГ радиопередачи «Аэростат». Такое внимание неслучайно: то, что делал Рубекин, становилось этакой «звуковой платформой», каркасом для позднего творчества «Аквариума». Во время концерта кто-то из зала предложил Гребенщикову объявить минуту молчания в память об ушедшем товарище. На что БГ ответил: «Его память не требует молчания, она требует того, чтобы мы играли, а вы – танцевали».

Естественно, отсутствие Рубекина (да и вообще клавишника) на сцене не могло не означать перемен в саунде коллектива. Субъективно – не в лучшую сторону. Теперь «Аквариум» вернулся к тому, от чего ушел в девяностых: несмотря на использование ряда необязательных для жанра инструментов (скрипка, флейта), он все же звучит, как самая что ни на есть рок-группа.

«Воспевая» журналистов

В роли «заплатки», закрывающей дыру в аудиокартине, выступил Игорь Тимофеев, лет десять назад бывший «штатным» гитаристом «Аквариума». В последние годы это место закрепилось за Алексеем Зубаревым. А вновь появившийся в составе Тимофеев теперь все больше внимания уделял флейте и саксофону, беря в руки гитару лишь эпизодически.

Почти весь концерт БГ был несвойственно для него неразговорчив. К масштабным беседам с публикой перешел лишь в той части, где дело дошло до новых вещей. Музыкант анонсировал выпуск свежего макси-сингла на iTunes, уделив внимание детальному обсуждению композиций. В частности, представил новую трактовку библейского сюжета об Адаме, Еве и яблоке. По словам Гребенщикова, «из рая людей никто не изгонял – нам осталось только понять это и научиться радоваться».

Во входящей в трек-лист «Песен нелюбимых» композиции «Собачий вальс» БГ «воспел» журналистов.

– Эту песню мы хотим посвятить людям опасной профессии, – хитро улыбнулся музыкант. – Журналистам. Особенно – теле- и радиожурналистам. Ведь им, наверное, безумно тяжело врать 24 часа в день, семь дней в неделю, всегда и везде. Это ж какой грех они берут на душу, каким чудовищным усилием воли им приходится оправдывать себя перед самими собой! Приходится изменять себе, придумывать, зачем они это делают.

«Собачий вальс» действительно вышел злобным и саркастичным. Но, судя по восторженной реакции публики, народ переживания музыканта понял и разделил.

В остальном же трек-лист, пожалуй, не преподнес особенных неожиданностей. Кроме разве что древней программной вещи «Поколение дворников и сторожей» и цоевской «Мамы-анархии» – вряд ли кто-то мог ожидать их исполнения. Часть же вещей оказалась «позаимствованной» из концертов прошлых лет: «Истребителя», «Чай» и «Сувлехима Такаца» мы уже не раз имели возможность услышать. Впрочем, на то она и классика – ее много не бывает.

в тему

В декабре БГ устроил перформанс для пассажиров столичной подземки, выступив в переходе на станции метро «Тургеневская». Гребенщиков, положив рядом раскрытый чехол для гитары, исполнил несколько песен, включая знаменитую «Стаканы». Аккомпанировал ему на флейте ирландец Брайан Финниган. Очевидцы рассказали, что прохожие не только слушали песни, но и подавали музыканту деньги.