Газета,
которая объединяет

Воронежская звезда Ии Саввиной

В марте отмечается 80-летие народной артистки СССР
Рубрика: Судьбы№ 20 (1999) от

Она всегда с гордостью говорила о своих предках, живших на Дону, в Верхнем Мамоне. Вспоминала маму и бабушку, друзей детства и юности… После триумфа на международном Каннском фестивале об этой воронежской девушке узнал весь кинематографический мир.

Без актерского диплома

Детские годы Ии Саввиной, родившейся 2 марта 1936 года в Воронеже, пришлись на военное и послевоенное время. Она навсегда запомнила, как горел в войну родной город, насколько он был разрушен. Помнила, как при разминировании улиц подорвался двоюродный брат...

С воронежской земли уехала Ия покорять столицу, получив по окончании школы золотую медаль. Ей, дочери сельского врача, до самозабвения пристрастившейся к книгам, хотелось учиться на филфаке МГУ. Саввину без экзаменов приняли на журфак, а потом направили редактором в «Детгиз». Но в конце 50-х появился в ее жизни еще и театр.

В спектакле студенческого театра МГУ «Такая любовь» в постановке Ролана Быкова Ию Саввину увидел Алексей Баталов. С подачи этого актера, тогда уже известного, оказалась талантливая выпускница университета на съемочной площадке фильма «Дама с собачкой» режиссера Иосифа Хейфеца. Картина, снятая по знаменитому чеховскому рассказу, получила приз ХIII кинофестиваля в Каннах. Успех выпал и на долю молодой дебютантки, круто изменив ее жизненный маршрут: не имеющую театрального диплома актрису принял в свой театр Юрий Завадский.

В театре имени Моссовета суждено было проработать Ие Саввиной 17,5 лет – параллельно со съемками в кино. Удачу «Дамы с собачкой» продолжили роли в фильмах «Кроткая», «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «Анна Каренина», «Служили два товарища», «Сюжет для небольшого рассказа», «Каждый день доктора Калинниковой», «Романс о влюбленных». Среди успешных театральных работ Саввиной в «Моссовете» запомнились Нора в одноименной пьесе Ибсена, Маша («Ленинградский проспект» Штока), Люся («Поезда расходятся» Ольшанского), Ферри («Странная миссис Сэвидж» Патрика), Марютка («Поющие пески» по Лавреневу). Особо отмечены были Соня Мармеладова в «Петербургских сновидениях» (по Достоевскому) и Ольга из спектакля «День приезда – день отъезда», удостоенная престижного приза «Серебряная маска» и совпавшая с присвоением Ие Сергеевне звания народной артистки РСФСР (1977).

Специалисты театра и кино, говоря об индивидуальности актрисы, отмечали в ее творчестве сочетание народных корней и интеллектуальности. А светлая, «задумчивая» манера игры, подкупающая доброжелательность, неповторимый «нервический» стиль и «дивной нежности хрустальный голос» сделали Саввину одним из лидеров отечественных экрана и сцены.

На МХАТовской сцене

При внешней хрупкости и кажущейся беззащитности Ия Саввина обладала принципиальным и сильным характером, о котором с уважением отзывались коллеги. Известно, например, что после нашумевшей «Аси Клячиной...» актриса категорически отказалась от предложения сниматься в продолжении – «Курочке-рябе», так как не желала, по собственному пониманию, «смеяться над своей юностью и ее прекрасными порывами». Заявив режиссеру Андрону Кончаловскому, что «та» Ася не могла превратиться в «эту», Саввина «отдала» роль Чуриковой.

Вскоре после смерти Завадского (в 1977 году) Ия Сергеевна по приглашению Олега Ефремова перешла во МХАТ, где довольно интенсивно работала, по-прежнему сочетая служение театру со съемками в кино. На МХАТовской сцене она блистала как в драматических ролях, так и характерных, и даже острокомедийных: Марья Львовна («Дачники» Горького), Вязникова, Миленина («Обратная связь», «Заседание парткома» Гельмана), Галина («Утиная охота» Вампилова), Калерия Федоровна («Серебряная свадьба» Мишарина), Лиззи («Перламутровая Зинаида» Рощина)… Запомнится Ия Савина и в чеховских пьесах. Среди ролей последних лет – Хлестова («Горе от ума» Грибоедова), баба Даша («Плач в пригоршню» Гуркина), Беляева («Новый американец» Марьямова»), Кабанова («Гроза» Островского). Кинематографическую биографию 70-х – 80-х годов пополнят картины «Открытая книга», «Гараж», «Частная жизнь», «Слезы капали», «Продлись, продлись, очарованье», «Запомните меня такой». За фильм Юлия Райзмана «Частная жизнь» Саввина была удостоена Государственной премии СССР. Несколько наград получила некогда положенная «на полку» (из-за «чрезмерного натурализма» и грубоватой эстетики) «История Аси Клячиной...».

За работу на театральной сцене, а также в кино и на телевидении Ия Сергеевна получила еще одну Госпремию и звание народной артистки СССР (в 1990 году). О другом таланте Саввиной – литературном – ярко свидетельствует книга портретов-воспоминаний «Статьи разных лет», появившаяся в 1996 году.

На долю Ии Саввиной выпало немало трудностей – и неизлечимая болезнь сына, и потери близких, и разделение МХАТа, и развал страны, а вместе с ней кинематографа. Неурядицы и тяготы она переносила с завидной стойкостью, едва ли не до последних дней продолжая выходить на прославленную МХАТовскую сцену.

27 августа 2011 года нашей замечательной землячки не стало. Она скончалась в Москве вследствие осложнений меланомы, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Владимир МЕЖЕВИТИН

Как это было

Когда началась война, отец пятилетней Ии ушел на фронт и оттуда прислал жене письмо: «Не жди, я встретил другую». Известие потрясло маленькую Ию; долгие годы она жила воспоминаниями о лучших моментах детства, связанных с отцом, и ждала, что он вернется. Даже сына решила назвать, как папу – Сергеем. И вот когда Саввина стала знаменитой на всю страну, отец вдруг объявился. На невнятные объяснения услышал ответ: «Отец не тот, кто родил, а тот, кто вырастил».