Газета,
которая объединяет

Дело вкуса

В Воронеже открылась «коллекционная» выставка
Рубрика: Культура№ 22 (2001) от
Автор: Анна Жидких

В выставочном зале на Кирова экспонирует личное собрание живописи известный воронежский коллекционер, меценат, президент благотворительного фонда «Художники Воронежа» Александр Бубнов. Выставка под дежурным названием «Избранное» – замечательна, светлым-светла; не припомню случая, чтобы по выходе из зала захотелось вернуться туда немедленно. Что я и сделала: бубновское «Избранное» – не отпускало…

Хорошие и разные

Полотна Ксении Успенской и Михаила Лихачева, Андрея Богачева и Василия Белопольского, Ивана Воронова (за Ивана Борисовича – отдельное спасибо) и Юрия Санина, Василия Криворучко (весьма неожиданного, замечу: не только «батального»!) и… Ряд прерываю за бессмысленностью его продолжения: все (!) имена авторов и почти все (!) выставленные работы достойны не просто упоминания, но солирования. И отрадно, что «живые классики» – посейчас среди нас: на открытие выставки пришел живописец Божьей милостью Алексей Давыдов – любимый мой Алексей Павлович, невероятно требовательный к своему творчеству, невероятно талантливому…

Релиз сообщает, что «Избранное» – пятая по счету выставка, организованная Александром Бубновым. Однако прежние посвящались какому-то одному художнику – в ознаменование, как правило, юбилея мэтра. Теперь же мы имеем дело с «отборной» живописью воронежских мастеров 1950-60-х – по совокупности. И картина, которая при том вырисовывается, греет душу: здешних художников, хороших и разных – не один десяток. Соответственно, многие из произведений, ими созданных, «вполне могли бы стать гордостью музейного собрания». Бесспорно, относится к раритетам «Женский портрет» Евгения Буковецкого – одного из учредителей Товарищества южнорусских художников, в одесском доме которого провел свои последние «окаянные дни» перед отъездом в эмиграцию Иван Бунин.

Хранитель истории

Порадовало – это к вопросу о художественном вкусе коллекционера – и эстетическое разнообразие «Избранного». И хотя тот же релиз акцентирует внимание на традиционалистах – «творческая деятельность многих из них в 1950-60 годы определила судьбу и лицо послевоенной художественной жизни» – экспозицию украшают и работы иного толка. В авторстве, к примеру, нашего современника Сергея Загорского и – особенно – Сергея Романовича (20-е годы XX века), преподававшего в воронежском ВХУТЕМАСе. Этого художника называют знаковым новатором, сумевшим «сохранить в уникальных исторических условиях верность культурной преемственности».

– Сегодняшняя выставка – настоящее открытие, – считает председатель правления региональной организации Союза художников России Алексей Смирнов. – Открытие целой эпохи, истории, связанной с воронежскими художниками, которых мы вроде бы хорошо знаем, но – теперь видим какие-то другие их взаимоотношения с изобразительным искусством.

А директор ВХУ Сергей Гулевский признался, что не ожидал увидеть в экспозиции программные вещи художников.

– Это не количественное собирательство, что меня порадовало, – оценил коллекционерский труд Бубнова Сергей Петрович. – Это напоминание о том, какие люди жили и работали рядом с нами. Пичугин, Тулупов, Внодченко, многие другие… Коллекция интересна тем, что объединяет разновременные вещи. Я даже сформулировать не могу впечатление: столько нового для себя здесь получил… Бубнов хранит нашу историю; у человека, который ее не знает, нет будущего.

Большое видится на расстоянье

Преподаватель ВХУ Александр Лавров рассказал: многих из представленных на выставке художников он знал лично. С кем-то соседствовал в мастерских, к кому-то в гости захаживал… И потому «Избранное» воспринимается ностальгически – маленьким кусочком прошлого. Той жизни, которая пришлась на неоднозначный в творческом плане советский период.

– Тогда мы, случалось, авторов, представленных сегодня здесь, критиковали, за что-то ругали – я помню эти выставкомы 80-х. Простыми художниками они в ту пору были – Ефанов, Попов, Внодченко… Не выдающимися – далеко, – откровенничал Александр Николаевич. – А теперь смотрим и радуемся тому, что они создали. И открываем, что это – замечательные художники. Время все расставляет по местам.

Сам Бубнов пояснил: «Избранное» – это семь-восемь лет его жизни, его собирательства.

– Собиралась коллекция по крупицам, по единичке – процедура это интересная, – поделился Александр Александрович. – Из нескольких сотен работ я выбрал лишь некоторые – на свой вкус. Экспозицию помогла сделать заместитель директора музея Крамского Ольга Александровна Рябчикова, спасибо ей большое… И вот думаю: если мне за недолгое, в общем, время собирательства удалось найти те осколки прекрасного, которые вы видите, какие ж глыбы и айсберги ушли из Воронежа…

Перспектива

Александр Бубнов сообщил, что фонд «Художники Воронежа» планирует учредить именной грант для поддержки молодых талантов – учащихся Воронежского художественного училища. А на сайте фонда будут размещены страницы, посвященные отдельным мастерам – работы для этой цели уже отсняты и оцифрованы.

Есть мнение

«За плечами всех художников, представленных на выставке – хорошее образование, академия, – подчерк­нула заместитель директора воронежского областного музея им. Крамского Ольга Рябчикова. – Их деятельность – пример того, как творчество находило свое собственное выражение в рамках сложившейся образовательной системы в эпоху соцреализма. И мы, благодаря этой выставке, совершенно по-другому увидели тех мастеров, которые писали цеха заводов и ударный труд. Увидели, насколько хороши их живописные пейзажи, натюрморты, маленькие этюды… А жемчужиной коллекции я считаю две работы Сергея Романовича, заметно повлиявшего на формирование художественной ауры Воронежа, и прекрасный портрет Евгения Буковецкого, выполненный в 20-е годы».