Газета,
которая объединяет

Против скачкообразной политики

В столице Черноземья обсуждали проблемы современной педагогики
Рубрика: Социум№ 22 (2001) от
Автор: Татьяна Повалюхина

В Воронеже прошла двухдневная международная научно-практическая конференция «Образование ХХI век: «Государственно-общественное управление народным образованием». Организатор – Центрально-Черноземное отделение Академии геополитических проблем (АГП). Среди докладчиков – представители воронежской профессуры и педагогической общественности, работники образования и культуры.

Противодействие интеллектов

Корреспондент «Берега» пообщался с председателем оргкомитета конференции, заместителем председателя ЦЧ-отделения АГП Павлом Бабкиным, начав с просьбы определить сложившуюся геополитическую картину.

– На сегодняшний день, на мой взгляд, есть два основных блока: англо-саксонский вкупе с Америкой и наше Северное объединение, – отвечал собеседник. – Сейчас остро стоит вопрос о создании Евразийского экономического сообщества. Биполярный мир, как двухполюсная структура мировых политических сил, невозможен без противодействия интеллектов. Наше интеллектуальное пространство уменьшено до нано-пространства. Каждый двадцатый ученый в Америке рожден в СССР. Начинал эту политику «Сорос», все были рады грантам. А сейчас пожинаем плоды. В 60-годы мы были сильнейшими в сфере образования. И реформы, которые нам навязываются – это скачкообразная политика, а образование не терпит скачков. Информация переходит от поколения к поколению не революционным путем.

– Павел Александрович, какие цели ставит конференция, и какие средства вы считаете целесообразными в их достижении?

– Мы продолжаем линию двух предыдущих конференций – «Архетип человека и будущее человечества» и «Учитель – гарант национальной безопасности». В законе об образовании 2013 года уже нет понятия «учитель», его выбросили. Есть понятие – физическое лицо, оказывающее образовательные услуги. А директор – юридическое лицо. Мы хотим выстроить общую схему тех уровней, на которых возможно создание государственно-общественных систем, должных взаимодействовать друг с другом.

Растить государственников

– И с чего тут надо начинать?

– Начинать надо с ячейки общества – семьи. Семьи, как соавтора тех программ, которые мы планируем выдвигать. Семья должна помогать школе растить государственников. Следует творчески подходить к проблеме интеллектуального богатства страны.

– Каким образом?

– Только государство (или сообщество государств, объединенных единой идеей) способно вести за собой народ. А метод руководства должен совпадать с национальными, духовно-нравственными особенностями народа. Без создания системности ничего не будет. Важно образование отраслевого пространства и объединительного центра в рамках региона, который формировал бы основные задачи и координировал деятельность общественных систем управления государственными учреждениями. Мы должны четко понимать, кто к нам приходит – на любой уровень.

Всем миром

Каждый докладчик был интересен. Отдавая должное всем, кто болеет за свое дело, не могла пройти мимо проблемы, связанной с обычными школами. И с заместителем директора кантемировского лицея Валентиной Калюжной решила поговорить о том, как на практике происходит управление народным образованием в глубинке.

– В 2004 году в Москве прошла первая Всероссийская конференция по работе органов государственного самоуправления, – рассказала собеседница. – Там выступал педагог Анатолий Пинский со своим проектом по работе Управляющих советов. Нас очень заинтересовал этот проект.

– Как решились на его практическое внедрение?

– В 2014-2015 гг. в Воронежской области проводился эксперимент, связанный с инновациями в деятельности Управляющих советов. В текущем году воронежский институт развития образования снова в нем участвует. Модельные площадки, откликнувшиеся на инициативу, имеют очень хороший опыт, и мы решили этим воспользоваться.

– Школа у вас большая? Как реализуете новый опыт работы?

– В нашем лицее – 650 детей. Управляющий совет избирается на три года. В его состав входят представители родительской общественности, которая избирается на общелицейской родительской конференции, и педагогической; последние избираются на педагогическом совете. Старшеклассники направляются в Управляющий совет после выдвижения на ученической конференции. Все выборы проводятся в начале учебного года. Есть еще кооптированные члены Управляющего совета – представители местного сообщества.

– Их роль – какова?

– Почему важны кооптированные члены? Для серьезной работы по управлению школой нужны серьезные ресурсы – кадровые, материальные, финансовые, административные. Их не всегда можно привлечь в достаточной мере, опираясь только на силы самого школьного учреждения: учеников, родителей, педагогов. Кооптированные управляющие привлекаются уже действующими членами Совета, и важно выбор этот сделать правильно.

Системный подход

– Кто конкретно помогает Управляющему совету лицея в качестве кооптированных членов?

– Сейчас таковых – двое: глава нашего рабочего поселка и заместитель главного редактора газеты «Кантемировский вестник». Они помогают лицею в различных направлениях деятельности.

– То есть выработан системный подход к управлению школой?

– Да, у нас действуют комиссии, которые координируют работу образовательного учреждения. Управляющий совет проводится один раз в четверть, а комиссии собираются ежемесячно.

– Как обстоит дело с досуговыми формами работы с детьми?

– Сейчас используем новые формы работы – телемосты, видеоконференции. Наши дети были в Анапе – как победители областного форума «Гражданин», у них завязалась дружба с теми регионами, которые реализуют патриотические проекты. Омск, Тверь – с ними мы проводили телемосты, посвященные 70-летию Победы. В этом году провели уже три телемоста: 23 февраля – с Кантемировской танковой дивизией (это наши побратимы), с московской школой №982, которая располагается на улице Кантемировской и носит имя Павла Полубоярова, маршала бронетанковых войск, командира 17-го танкового корпуса, освобождавшего наш город. А в преддверии второй годовщины присоединения Крыма провели телемост с городом Джанкоем. Надеюсь, наш опыт будет интересен и другим школам.

Интересно знать

Геополитика – наука об управлении процессами, происходящими в государствах, либо объединенных в блоки, либо имеющих отдельную систему.

Справка «Берега»

Центрально-Черноземное отделение Академии геополитических проблем (Москва) открыто в марте 2013 года. Организация имеет статус независимой и некоммерческой. Президентом Академии является доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов.