Газета,
которая объединяет

Ниже расчетной высоты

Удастся ли «взлететь» Ан-148?
Рубрика: Экономика№ 117 (1400) от
Автор: Юрий Бабаян

На днях в Симферопольском аэропорту лайнер Ан-148 авиакомпании ГТК «Россия», произведенный на воронежском авиазаводе, совершил посадку с одним работающим двигателем. Это летное происшествие стало отнюдь не первым за короткий век жизни российско-украинского проекта.

Почему же этот лайнер преследуют неудачи? Настолько ли он безопасен? Будут ли в него вноситься конструктивные изменения? Эти вопросы сегодня наверняка мучают семьи тех, чья жизнь непосредственно связана с ОАО «ВАСО».

Самолет – «бедоносец»?

Как утверждают Вести.ru, отказ левого двигателя самолета произошел через 10 минут после взлета из-за попадания в мотор птицы. То есть в принципе нельзя сказать, что к неисправности привели конструктивные недоработки. Хотя сама ГТК «Россия» неоднократно высказывала претензии к качеству воронежских лайнеров.

Так, примерно год назад специалисты авиакомпании провели расчет за 92 дня эксплуатации пяти воздушных судов этого типа и выяснили, что за этот период в них было обнаружено 225 неисправностей. В общей сложности из 92 дней один лайнер простоял на ремонте 89 суток. Эти и другие факторы, говорят в авиакомпании, привели к убыткам в размере 300 млн. руб.

В пресс-службе «Ильюшин Финанс Ко» (головная компания, в которую входит ВАСО) тогда назвали технические проблемы «детскими болезнями», которыми страдали все без исключения новые самолеты. И эти недостатки всегда легко исправляются. Впрочем, когда их будут исправлять — непонятно. А количество негативной информации, уже появляющейся об этом самолете, настораживает.

Так, 5 марта текущего года в Белгородской области потерпел крушение Ан-148, произведенный для ВВС Мьянмы. В результате крушения погибли шесть человек. В числе причин катастрофы была выявлена неисправность в датчике контроля высоты полета. 17 апреля этого же года – Ан-148 почему-то приземляется на реконструируемую полосу аэропорта в Кавминводах. По счастливой случайности незадолго до этого с полосы была убрана дорожная техника вместе с обслуживающими ее рабочими, так что жертв удалось избежать. Теперь еще и происшествие в Симферополе. Для информации: на борту лайнера в тот момент находились 68 человек.

Известно, что эти самолеты пока что не могут летать в Европу. Причины – чисто технические: низкое качество покраски, отсутствие датчика высоты принятия решения на барометрическом высотомере и др.

Убойная экономика

Говоря о возможности исправления недоработок, нужно иметь в виду еще и экономические аспекты. То есть любые расходные решения требуют итоговой окупаемости. А с этим у Ан-148 большие проблемы. Достаточно сказать, что уже сегодня себестоимость одной машины составляет примерно 25 млн. долларов США. Это значительно дороже, чем просят за новые лайнеры аналогичного класса французского производства (не говоря уж о подержанных самолетах, которые так любят закупать авиаперевозчики). ИФК сегодня готова реализовывать их по 17 млн., перекрывая убыток за счет доходов от последующих работ по техническому обслуживанию. Но такая схема просто не может способствовать наращиванию как самого производства, так и работы по устранению конструктивных неполадок.

В то же время в прессе упорно появляется информация о сокращении программы производства данного типа лайнеров на воронежском авиазаводе. В итоге ВАСО будет выпускать по 4-5 машин в год. В то же время, по словам генерального директора украинского ОАО «Мотор Сич» (производит двигатели для Ан-148) Вячеслава Богуслаева, для нормальной деятельности авиастроительного предприятия необходим выход на ежегодный показатель в 20 самолетов, не меньше. А для покрытия потребностей отрасли — в 70-80.

Но об увеличении производства на ВАСО, к сожалению, речь пока не идет. А вот о сокращении — да. Так, в прессе муссируется информация о выводе с воронежского авиазавода производства машин семейства Ил-96, замораживании программы производства летных военно-транспортных самолетов Ил-112В. На форумах пользователи делятся информацией о грядущих сокращениях как сотрудников, так и выплат им. По неофициальной информации, из почти 10 тыс. работников по состоянию на конец 2009 года сейчас осталось не более 7,5 тыс. Зарплата рабочего, приходящего на предприятие — чуть выше 10 тыс. руб. Как он будет за такие деньги относиться к работе — можно предположить...

Картина, согласитесь, не самая радостная. И она вряд ли добавит оптимизма тем, кто решит совершить перелет на производимом здесь Ан-148. А вот это уже не добавит оптимизма и тем, у кого от ВАСО зависит семейный бюджет. Получается замкнутый круг...