Газета,
которая объединяет

И жизнь, и сцена, и любовь…

По следам творческого пути Нины Архиповой

Не стало народной артистки России Нины Николаевны Архиповой, вдовы легендарного воронежца, народного артиста СССР Георгия Павловича Менглета. Она ушла накануне своего 95-летия. Всю свою жизнь посвятила Нина Николаевна театральному искусству и кинематографу.

Больше 50-ти лет служила она в московском Театре сатиры. Несколько раз бывала в Воронеже вместе с мужем Георгием Менглетом. К нашему городу она питала искренние чувства благодарности и любви. Всегда охотно принимала в своем доме воронежских журналистов, краеведов, историков… С ее размышлениями о жизни, творчестве и театре, которыми она поделилась со мной несколько лет назад, хотелось бы познакомить наших читателей.

«Живой» театр

– Нина Николаевна, я увидел вас впервые в телеспектакле «Мартин Иден» режиссера Сергея Евлахишвили, где был блестящий актерский ансамбль и пронзительные роли. Запомнилась ли вам та работа, сопутствующий ей успех и споры критиков?

– Конечно, ведь успех на телевидении в те времена делал артиста известным на весь Советский Союз. Попасть на экран было непросто и почетно, как слетать в космос… Многие тогда открыли для себя Юру Богатырева. Хороши были и Ира Печерникова, и Зина Славина, и Леня Филатов… у режиссера Евлахишвили (и не только у него) я снялась на телевидении еще в нескольких удачных постановках. Кстати, телетеатр в те годы довольно интенсивно работал и очень интересно.

– Мне кажутся сегодняшние разговоры о ненужности телевизионного театра надуманными и вредными. А вам?

– Безусловно, в «живой» театр хорошо ходить для непосредственного общения с актерами и зрителями, но Россия столь велика, а добротных театров так немного, что телевидение для большинства людей – чуть ли не единственный источник информации, в том числе и «культурной», а потому спорить здесь не о чем. Все зависит от дарования режиссера. Ведь лучшее из того, что делали в телетеатрах Эфрос, Фоменко, Захаров, Евлахишвили, Белинский, Товстоногов, Фокин, Пчелкин… и поныне смотрится с любопытством, в отличие от каких-то современных однодневок. Кроме того, мастера формировали вкус – зрительский и профессиональный, совершали подлинные творческие открытия, «зажигали» действительно нужных «звезд». Служили камертоном истинного таланта.

– Если вернуться к театру «живому», то каковы ваши в нем истоки? Кто учителя?

– Я вахтанговская воспитанница. Поступила в театральное училище еще перед войной и работала в Театре имени Евгения Вахтангова несколько лет. Руководителем его был знаменитый Рубен Симонов, который и преподавал у нас. Огромное влияние на меня оказала Цецилия Львовна Мансурова, она стала моим главным учителем и ориентиром в искусстве. Ее роли – Беатриче, Инкен, Роксана, Филумена Мартурано, Аркадина, принцесса Турандот… – были исполнены глубиной психологического переживания и пленительной притягательностью, отличались изяществом пластики и незабываемой образностью речи, темпераментом, иронией, требовательностью к себе.

– И все-таки из Вахтанговского театра, где вы успешно работали вместе с Мансуровой, пришлось уйти. Почему?

– С приходом в Театр сатиры Краснянского и Равенских, Николая Петрова, Валентина Плучека, Сергея Юткевича о нем заговорила вся театральная Москва. Спектакли этих режиссеров привлекли мое внимание, захотелось поучаствовать в новом увлекательном деле. Так вот и участвую почти полвека…

– Никогда не было сожаления по поводу перехода в другой «дом», к Плучеку – ученику Мейерхольда?

– Ученик оказался достоин своего легендарного учителя. Имя Плучека весьма уважаемо в театральном мире. Принципы же Вахтангова и Мейерхольда, продолжающие традиции Станиславского, были во многом схожи и близки мне. Если же говорить о сожалении по поводу несыгранных в театре и (особенно) в кино ролей, присущем каждому артисту, то я должна признаться, что для меня, помимо профессионального самовыражения, всегда была важна семья. Ради нее иногда приходилось жертвовать какой-то работой, отказываясь от экспедиций и кино­съемок. Зато я воспитала троих прекрасных детей, вместе с внуками радующих меня (и других) сегодня.

И советник, и критик

– Вместе с необыкновенным мужем Георгием Менглетом?

– Когда умер мой супруг, писатель Борис Горбатов, – отец двоих наших с ним детей, – мне было 32 года. Сравниться с ним могли далеко не многие. И только Жора Менглет сумел полноценно заменить моим детям отца и стать для меня самым дорогим и любимым человеком – мужем и другом. Я всегда гордилась и горжусь им.

– Он ведь все эти годы был еще и вашим ближайшим партнером по сцене, выделяясь в блистательной плеяде именитых коллег? Список же театральных ролей, в том числе и совместных, у вас достаточно внушителен?

– Да, ролей сыграно немало, говорить о них можно часами, хотя в искусстве важнее качество, а не количество. А друзья и коллеги по сцене – это особое жизненное счастье, которым меня также одарил театр. За что я ему всегда буду благодарна. Конечно же, Георгий Павлович здесь на особом счету. Он всегда был и основным партнером, и советником, и критиком, и помощником, являя собой пример виртуозного профессионала и редкостной души человека.

– Как вам кажется, в чем секрет фантастической одаренности супруга, его удивительной душевности и изысканной утонченности натуры, о которых все говорят?

– Кто знает. Возможно, причиной всему – его происхождение. Он ведь потомственный дворянин, внук прославленного русского генерала Михаила Охотина – героя Шипки. Наверное, сказались на характере и таланте воронежское детство, родительская любовь, встречи с соответствующими людьми, литературой, театром, обожаемым им с ранних лет.

Девушка с характером

– Знаю, что несколько лет назад вы получили тяжелейшую травму, после которой, как многие думали, не сможете выходить на сцену. Но по прошествии нескольких месяцев ваше возвращение на подмостки зал встретил восторженными овациями. Как удалось преодолеть болезнь?

– Про меня с давних пор говорили, что я «девушка с характером». Это правда, я упрямая. Меня нелегко сломить жизненными неурядицами. Пока нужна зрителям, буду выходить на сцену, доставляя радость им и удовольствие себе. Сколько хватит сил, буду работать.

– Что радует и огорчает в современном театре?

– Обнадеживает возросшее зрительское внимание. А огорчает то, что с помощью всяческих интриг, рекламы и умелой работы локтями в сегодняшний театр и режиссуру приходят нередко «голые короли» и «крошки Цахесы», проповедующие под красивыми лозунгами пошлость и изощренную безвкусицу… Появилось большое количество каких-то странных «конкурсов» и «презентаций», «наград» и «премий», плодящих иногда сомнительных лауреатов и дельцов, откровенно стригущих купоны с доверчивой публики. Спекуляции на театре вряд ли могут нравиться действительно профессиональным и взыскательным людям. Не нравятся они и мне…

Справка «Берега»

Нина Николаевна Архипова (1 мая 1921 – 24 апреля 2016) – советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1988). В 1945 году окончила театральное училище им.Щукина. В 1943-1951 служила в театре им.Вахтангова. С 1951 по 2016 годы – ведущая актриса Московского театра Сатиры. За годы работы исполнила свыше сотни ролей. В 2014 году актриса издала книгу «Жизнь в предлагаемых обстоятельствах».