Газета,
которая объединяет

По велению души

Размышления о повести Алексея Ряскина «Запрудское»
Рубрика: Культура№ 35 (2014) от

Если свести литературовед-ческие изыски к простой и понятной даже неискушенным в теории людям аксиоме, то основное предназначение любого произведения – познание мира и человека. Вначале художником – творцом. Затем читателями, познакомившимися с его наблюдениями, чувствами, идеями. И чем талантливее книга, тем сильнее она оказывает влияние на нас в эстетическом, нравственном и социальном аспектах.

Новизна и образность

Повесть Алексея Ряскина «Запрудское», опубликованная в седьмом номере журнала «Подъем» за 2015 год, заслуженно признана лучшим прозаическим произведением в литературном конкурсе «Кольцовский край». В ней столько нового, образного и дорогого...

Композиция повести проста и непритязательна. Сквозного развивающего сюжета нет. Десять свободных от единого драматического развития (завязка, кульминация, финал) новелл связаны одним местом действия – деревней Запрудское и ее жителями. Такое впечатление, будто автор делал добротные эскизные зарисовки для будущего объемного романа. Форма изложения для него вторична. Главное – содержание, в котором он старается осветить как можно больше событий и их участников. Некоторые главки содержат несколько самостоятельных микросюжетов, не связанных временными рамками, героями и не разделенных порою даже абзацами. Повесть по-современному динамична и калейдоскопична.

При таком несложном композиционном построении писателю – как рассказчику в исконном значении этого слова – принадлежит особая роль. Рисуемые им картины, его рассуждения принимаются и сердцем, и разумом, находят в душе отклик и сопереживание. Передавая бесценные устные предания, что сохранила народная память, тридцатилетний автор так описывает события, будто сам все видел, пережил и осмыслил происходящее без малого сто лет назад. «А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед, – ну, тогда и рукой махни: чтоб мне поперхнулось за акафистом великомученице Варваре, если не чудится, что вот-вот сам все это делаешь, как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе». Эти слова замечательного «мастера истории отпускать» Фомы Григорьевича, дьяка диканьской церкви из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» невольно всплывают в памяти, а гоголевский колорит так и видится при чтении «Запрудского».

Жизненный уклад

В повести показан жизненный уклад русской деревни, общинные нравы ее жителей в период новой экономической политики (1921-1929 гг.), до раскулачивания и сплошной коллективизации. Изображение деревенской жизни того времени в нашей литературе – явление редкое. Даже всезнающий Интернет и тот на обозначенный исторический срок нашел всего одно произведение – роман Б.Можаева «Мужики и бабы». И то лишь только в его первой части рассказывается о крестьянском мире, в котором мужикам воля: «…стройся, ребята, работай, торгуй на всю катушку». Но жизнь можаевских героев протекает на социально-политическом и экономическом фоне с жизненными противоречиями и стихийными протестами.

У Алексея Ряскина нет революционного фона, драматизма классовой борьбы и т.п. Повесть абсолютно аполитична, именно этим она свежа и оригинальна. Принципы отбора изображаемой жизни смещены от идейно-воспитательных к социологическим, будто все происходит «до исторического материализма». Мир Запрудского внутренне самоустроен и не требует внешнего вмешательства. В двух последних предложениях произведения сжато и четко обозначена вся его суть: «Жили, как хотели, умирали, как могли. Всего хватало – и хорошего, и плохого».

Характер и менталитет

Мне понятны и дороги персонажи повести. Будучи старше на одно поколение Алексея Ряскина, захватил и саманные хаты с соломенными крышами, и дедушек с бабушками – поколение героев, изображенных в ней. Не сомневаюсь, для многих читателей они оживили в памяти наших деревенских предков, составлявших в 20-е годы прошлого столетия более 80 процентов населения страны – не дед, так прадед землю пахал. В «Запрудском» осознанно и ясно представлена их жизнь, отношение к ней, по-крестьянски простое мировосприятие и миропонимание. И удивило не только то, что молодой автор так образно, емко и типично воспроизвел эту жизнь, но еще и глубоко осмыслил одни из важнейших черт характера и менталитета наших предков: трудолюбие и сердечность, сопереживание и взаимовыручку, общинность в заботах и в праздниках. «Редкий дар приниматься за любое дело с радостью… было неотъемлемой частью почти всех жителей Запрудского. Работа не была здесь чем-то отличным от самой жизни. Этому не нужно было учиться. К этому не нужно было принуждать. Тело само этого требовало». В строительстве отцом многодетного семейства Калтоном нового дома участвовали многие: «Вечером приходили мужики и помогали строить. Все работали весело, бескорыстно, от всей души, как будто строили для себя. Ближе к ночи, когда уже вытянутой руки было не увидать, работы прекращались, и все расходились по домам… Калтон ложился на землю и засыпал прямо посреди строительного мусора». И новоселье отмечали широко, всем обществом. Полина (жена Калтона) «пыталась было считать, сколько человек пообещало прийти к ним, но через пару дней бросила… знала, что помимо приглашенных придут еще и те, кто просто захочет выпить-закусить, и на них тоже придется рассчитывать».

Печать автора

В любом произведении интересно не только, о чем или о ком пишется, но и какими художественными средствами автору удается увлечь читателя, доставить ему эстетическое наслаждение. Творческое мышление Алексея Ряскина метафорично. Его образность такова, что уже с первого абзаца возникает ощущение, что рисуемые картины сделаны в формате 3D, в объемной перспективе. «Дома в Запрудском стояли так близко, что пауки опутывали пространство между ними единой паутиной и ползали с одной крыши на другую прямо над головами прохожих. Бывало, ляжешь летом ночью посмотреть на звезды, а пауки так и мелькают в небе, переползая от одного созвездия к другому».

Необходимыми условиями таланта и объективными критериями художественности В.Белинский называл простоту, истину жизни, народность и оригинальность произведения. Под народностью великий литературный критик подразумевал «верность изображения нравов, обычаев и характера того или другого народа». А основным отличительным признаком творческой оригинальности для него был «типизм, который есть гербовая печать автора». В «Запрудском» у Алексея Ряскина все это налицо.

Уверен: Алексей, писатель, не обремененный советско-издательским прошлым, еще не раз порадует своих читателей новыми произведениями, из которых они почерпнут и знание, и мудрость, и радость.

Анатолий ХАБАРОВ

Справка «Берега»

Алексей Александрович РЯСКИН (1984, Воронеж). Окончил Воронежскую государственную лесотехническую академию, факультет журналистики Воронежского государственного университета. Работает инженером. Пишет стихи, прозу. Печатался в журналах «Подъем», «Север», коллективном сборнике молодых литераторов «Первая веха». Автор книг «Сказки одной недели», «Чучело рыжего кота», «Мост через переносицу», сборников стихотворений «Солнце за пазухой», «Мельница». Лауреат Исаевской премии. Член Союза писателей России.