Газета,
которая объединяет

ДТП, которых не было

Ситуация в сфере автострахования в Воронеже остается крайне непростой
Рубрика: Социум№ 67 (2046) от

В ближайшее время в Левобережном суде начнутся слушания по делу организованной группы, состоявшей из нескольких сотрудников ГИБДД, автоэксперта и их знакомых. Всего на скамье подсудимых окажутся восемь человек, которые подделали документы на 35 фиктивных ДТП. Их будут судить за мошенничество в сфере страхования в особо крупном размере (ч.4 ст.159.5 УК РФ) и мошенничество в сфере страхования с использованием служебного положения (ч.3 ст.159.5 УК РФ). Страховым компаниям причинен ущерб на 7,2 млн руб. Тем временем деятельность и самих страховщиков также вызывает много вопросов.

Семилетний чес

По версии следствия, организованную группу создал в 2008 году 42-летний воронежец, который привлек к заработку на подложных ДТП своего сына, а также специалиста экспертной организации и пятерых сотрудников ГИБДД – на данный момент уже бывших.

Участники группы по июль 2014 года подделывали документы о фиктивных ДТП. Обращаясь в страховую компанию с фиктивными бумагами о выдуманных авариях, сообщники получали страховые выплаты. Так они похитили у страховых компаний несколько миллионов рублей.

Расследование заняло немало времени и сил. «Объем уголовного дела составил 79 томов, было допрошено более 135 человек, проведено более 50 обысков и выемок, у 96 человек получены образцы для сравнительного исследования, назначено и проведено 54 судебные экспертизы, истребована детализация звонков участников фиктивных ДТП. Для обеспечения возмещения ущерба на имущество фигурантов и их счета по решению суда наложили арест. По результатам рассмотрения представления следствия к двум сотрудникам страховой компании применили дисцип­линарные воздействия, один из них уволен», – рассказали в Следственном управлении СК РФ по Воронежской области.

Кроме того, по фактам, легшим в основу уголовного дела, руководство ГУ МВД по Воронежской области провело служебную проверку. И в итоге принято решение об увольнении подследственных сотрудников полиции из органов внутренних дел.

Решать сообща

Тем временем Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил план по борьбе с мошенническими действиями различного рода автоюристов на рынке ОСАГО. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс. Говоря о решении проблемы доступности ОСАГО в отдельных проблемных регионах страны, Юргенс заявил, что «усилий только страховщиков и регулятора недостаточно, потому что одной из основных причин нежелания компаний работать в отдельных регионах являются действия мошеннических групп автоюристов. Потери несут не только страховщики, но и сами потребители услуги, когда почти вся выплата страховщика идет не им, а в карман мошенникам. Нужно комплексное решение проблемы, и здесь не обойтись без активного содействия местных властей».

РСА направил свои предложения в Банк России, который уже заявил, что готов помогать союзу в этом вопросе и подключиться к переговорам с губернаторами.

Работа будет строиться по следующему принципу: РСА выявляет регионы с высокой аварийностью, высокими страховыми выплатами и судебными расходами, прочими проблемами, которые привели к отрицательному финансовому результату по ОСАГО, что, по мнению Юргенса, зачастую свидетельствует о том, что на этой территории активно работают организованные преступные группы.

После получения этой информации губернаторам будут направлены письма с изложением сути проб­лем и рекомендуемыми путями их устранения. При этом РСА также подготовит рекомендации судам, МВД, УФАС, УФНС в зависимости от перечня негативных показателей в регионе.

– Так, например, мы предлагаем главным управлениям МВД организовать спецгруппы по расследованию дел о страховом мошенничестве и единое окно для приема соответствующих обращений, – заявил Юргенс.

Кроме того, и УФАС, по его мнению, могло бы активнее выявлять факты недобросовестной рекламы авто­юристов, прокуратура – проверять законность отказов в возбуждении уголовных дел, УФНС – факты неуплаты налогов автоюристами.

«Этими действиями мы хотим наладить систематическую работу, а не точечное взаимодействие с властями. Областные администрации могут помочь реализовать все эти меры, организовав соответствующий мониторинг», – отметили в РСА.

Что у нас?

Пресс-служба РСА пока затруднилась пояснить, относится ли Воронежская область к проблемным регионам – с точки зрения мошеннической активности «автоюристов». Но о том, что ситуация и у нас непростая, косвенно свидетельствуют различные факторы – в том числе направленное в суд уголовное дело. И не только это.

Несмотря на то, что, по данным ГИБДД, число дорожно-транспортных происшествий в Воронежской области в I полугодии текущего года снизилось на 11,2%, страховые выплаты по ОСАГО продолжают быстро расти. По итогам I полугодия 2016 года страховые компании в Воронежской области выплатили 1,17 млрд руб. в виде страхового возмещения, что почти на 60% больше, чем в I полугодии прошлого года. При этом объем продаж полисов обязательной «автогражданки», как подсчитали специалисты страховой группы «СОГАЗ», практически не изменился и составил 282,8 тыс. (-0,6%).

Правда, по словам директора Воронежского филиала этой страховой компании, существенный рост выплат по ОСАГО объясняется прежде всего увеличением суммы страхового покрытия по «железу» (до 400 тыс. руб. по каждому автомобилю), а также за вред, причиненный жизни и здоровью (до 500 тыс. руб. за каждого пострадавшего в ДТП)...

Проблема с доступностью

В то же время снижение количества выданных полисов говорит и о том, что проблема с доступностью ОСАГО в Воронежской области остается еще актуальной. Яркое свидетельство тому – очереди в центральных офисах (только там можно гарантированно получить бонус за безаварийную езду и сам полис без каких-либо накруток) крупнейших страховых компаний, волокита и бюрократизм, связанные с их оформлением. Как правило, на выдаче полисов задействовано лишь по одному сотруднику, и количество бланков строго лимитируется: не всем желающим удается оформиться в день обращения. Крайне затруднительно получение и электронных полисов ОСАГО – система то и дело сбоит. Кроме того, многие автовладельцы сталкиваются с проблемой «утраченного» в базе данных РСА бонуса за безаварийную езду – приходится потратить немало усилий, чтобы его «разыскать» и восстановить. В противном случае приходится платить за полис по тарифу водителя-новичка.

Евгений КОНСТАНТИНОВ

В ТЕМУ

О чем свидетельствует интернет:

«…Записалась в понедельник, 29 августа, потом каждый день ездила на перекличку – всю рабочую неделю. 5 сентября была третьей, но тут оказалось, что нужна машина – страховой агент ее фотографирует. Без машины не оформят (оказывается, СК имеет право потребовать авто для осмотра), а я была на «двоих», пришлось пригонять – в итоге после недельного стояния в очереди плюс три часа получила полис».

* * *

«Ингосстрах» на Мира, сегодня по спискам очередь 80 с чем-то человек. Народ приезжает в определенное время на перекличку. Какая-то женщина-активист ведет эти списки с очень важным видом. Из разговоров в очереди стало понятно: чтобы застраховать авто, нужно потратить 4-5 дней. То есть 4-5 раз тратить время, нервы и бензин на эти переклички по спискам. В другой конторе есть полисы и нет очереди, работает кондиционер, приятные девушки. Там нет противной активистки со своими списками, но – дополнительные опции – на 1700 р.».

* * *

«Проживаю в Новоусманском районе. «Росгосстрах» выдает в день на весь район пять полисов и только с допами, и расчет идет по городской прописке, а не по сельской...»

КСТАТИ

По статистике РСА, если в I полугодии 2015 года средняя выплата по ОСАГО в России составляла 43 тыс. руб., то сейчас она уже превышает 70 тыс. руб.