Газета,
которая объединяет

Попрошайничество в стиле рэп

В театре юного зрителя – яркая премьера классического спектакля
Рубрика: Культура№ 93 (2072) от
Автор: Сергей Попов

Сколько бы ни жаждали театральные режиссеры драматических новинок, без классики им не обойтись. Потому как она, кроме всего прочего, обладает одним чудесным свойством – никогда не выходит из моды. Более того – случается, еще и подчиняет моду себе, раз за разом подтверждая незыблемость вечных истин. Именно это свойство «нетленок» взял в помощники художественный руководитель воронежского ТЮЗа Вадим Кривошеев, поставивший (с прицелом на новогодние представления) «Кошкин дом» – безусловный «золотой стандарт» детского театра.

Смахивает на Гарика

Постановщик предложил довольно смелый ход: история кошки и ее племяшек-котят, известная каждому со времен начальной школы, заиграла новыми красками и оттенками благодаря явному режиссерскому желанию ее осовременить. Никаких дворцовых переворотов: гениальный текст Маршака и смысловая подоплека остались без изменений. Но соль произведения оказалась упакованной в стильную и яркую музыкально-цветастую оболочку. Недаром в аннотации жанр спектакля обозначен как «POPULYARная сказка в одном действии».

Популярная? Да не то слово! Мало того, что действо щедро нашпиговано разно­образными мейнстрим-хитами (среди которых даже – не пугайтесь, детки – медляк «Металлики»), так оно еще и визуально напоминает мюзикл. Помните стильные клипы девяностых с участием российских рок- и поп-артистов? Сексуальный мэн (или вумэн в образе мэна) в пиджаке и темных очках сидит на перевернутом стуле и элегантно демонстрирует, кто тут хозяин положения… Именно таким кабарешным амплуа режиссер одарил ведущего, который при том оказался неслабо похож на Гарика Сукачева. Дополнительное сходство с Гариком возникает, когда персонаж поет – правда, голос ничем легендарного рок-музыканта не напоминает…

Поют в спектакле, собственно, почти все – и не только хрестоматийное «тетя-тетя кошка». На предельную музыкальность происходящего намекает и дискотечный шар, размерами напоминающий большой глобус; он висит над сценой. Его «блестки», рассыпающиеся по периметру сцены, играют роль снежинок – и стильно, и функционально. Зимний бэкграунд, очевидно, должен придать паре «Кошка плюс Дворник», в одночасье ставшей бомжами, флер беззащитности перед безжалостным внешним миром. Но – не придает…

Кокетливая погорелица

Вообще в спектакле как-то не задалась тема «альпийского нищенства». Когда котята просились в «мажорный» кошкин дом – они весьма залихватски и с большим воодушевлением читали рэп. Ну, пусть не совсем рэп… Но много ли вы видели несчастных сироток, просящих ночлега радостным речитативом? Поэтому им не особо-то веришь. Ощущение, что это студенты-хипстеры решили постебаться и проверить близлежащие дома на сердобольность хозяев. Оно, конечно, прикольно (особенно в контексте музыкальной сказки), но задуманного автором эффекта не случилось.

Аналогичной болезнью оказалась заражена и Кошка. В первой части спектакля, когда она – хозяйка роскошного дома и центральная фигура званого ужина, ее жеманная жизнерадостность совершенно оправданна и уместна. Но стоило кокетке превратиться в погорелицу, как… ничего особо не изменилось. Если не знать предыстории – можно подумать, что бедолага потеряла рублей пятьсот. Что, понятно, достойно сочувствия, но, опять же, Маршак явно имел в виду иную глубину ситуации.

А вот старый дворник кот Василий – персонаж ну просто безукоризненный. И сказочный, и трогательный. И, главное, разный – по обстоятельствам. В его инфернальном «что я буду сторожить?» – буквально страдания масштабов Акакия Башмачкина. Петух и Козел тоже удались – во всех ипостасях. И Свинья вышла органичной – думается, не надо уточнять, что это именно комплимент, а не что-либо еще. Классная свинка – только и всего.

Коты от всех болезней

Безусловно, комплиментов заслуживают все создатели спектакля: цветовые «рифмы» костюмов и сценографии – ровно то, что доктор прописал. Правда, без использования «козыря» не обошлось – частью декораций стали изображения двух больших котов. А коты, как мы знаем, – средства от всех болезней. Куда ни прилепи – будет ми-ми-ми (молодежный сленг в спектакле тоже нет-нет да используется – и местами очень освежает действо).

В целом постановка вышла удачной – определенно. И театр ни капли не лукавит, утверждая, что его версия «Кошкиного дома» будет интересной как детям, так и людям постарше. Дело даже не в подтекстах, которые взрослые прекрасно понимают, а дети попросту не идентифицируют (вроде произнесения фразы «купила пианино я у одного осла» – с явным акцентом на последнем слове). А в том, что режиссерские «фишки» и подчеркнутая современность спектакля, образный ряд и сценический язык действительно интригуют. Смотреть спектакль интересно – невзирая на то, что текст знаешь наизусть. При этом он совершенно «не грузит», не отказываясь от серьезных выводов о серьезных вещах…

Думается, удачный баланс всех составляющих постановки вкупе с ее лаконичностью (за час устать попросту не успеваешь) сделают живой и динамичный «Кошкин дом» одним из главных хитов театрального сезона. Хотя, по всей видимости, жить спектаклю суждено отнюдь не один сезон.

В тему

Большинство наших соотечественников знают «Кошкин дом» по советскому рисованному мульт­фильму 1958 года, созданному режиссером Леонидом Амальриком. На Х Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Венеции этот мультик взял первую премию «Серебряный Георгий» по разделу фильмов для детей до 7 лет.