Газета,
которая объединяет

По новому Уставу

В Воронеже отменили прямые выборы главы областного центра

На последней предновогодней сессии Воронежской гордумы депутаты преподнесли жителям областного центра неоднозначный сюрприз: утвердили изменения в Устав города, фактически упраздняющие прямые выборы мэра. За принятие новой модели определения главы городского округа выступило большинство народных избранников – «за» было подано 27 голосов при шести «против».

Дискуссия не нужна?

Еще до начала заседания стало понятно, что вопрос внесения изменений в Устав города по своей важности оттеснит на второй план все другие – в том числе и принятие бюджета областного центра на 2017 г. Интрига заключалась и в том, останется ли вопрос в повестке сессии – некоторые наблюдатели предполагали, что депутаты предпочтут перенести его рассмотрение на одно из первых заседаний следующего года. Однако эти прогнозы не оправдались – такую возможность народные избранники публично даже не обсуждали.

Напомним, авторами инициативы, предполагающей смену модели избрания мэра Воронежа, выступили трое депутатов-единороссов: Александр Головин, Олег Захаров и Николай Гребенкин. Ранее глава областного центра определялся по итогам голосования жителей Воронежа, пришедших на участки. Собственно, по этой схеме в 2013 г. был избран и действующий глава города Александр Гусев. Но федеральное законодательство предоставляет и другие варианты моделей определения главы муниципального образования, в которых население напрямую фактически не участвует. Например, мэр может быть избран из числа депутатов местного представительного органа (в случае Воронежа – гордумы), либо горпарламент голосует за одну из кандидатур, предложенных на его рассмотрение специальной комиссией.

Именно этот механизм авторы нововведения предложили реализовать в Воронеже. При этом места в составе комиссии будут разделены поровну между делегатами от гордумы и представителями губернатора и правительства области. Причем принцип конкурентности планируется сохранить – члены комиссии обязаны отобрать для рекомендации на утверждение на пост градоначальника не менее двух кандидатур.

До вынесения вопроса о корректировке Устава города воронежцы получили возможность высказаться по поводу того, готовы ли они делегировать свое право избрания мэра депутатам – этому вопросу были посвящены публичные слушания, прошедшие 1 декабря. В числе преимуществ нового механизма выборов мэра авторы новации называли экономию бюджетных средств (по озвученным сведениям, около 50 млн руб. раз в пять лет), а также минимизацию риска прихода к власти некомпетентного управленца. Впрочем, массовой поддержки среди участников мероприятия инициатива все равно не встретила – за отмену прямых выборов главы города высказались только 12 человек (против – 20).

О публичных слушаниях непосредственно перед началом сегодняшнего голосования упомянул и председатель гордумы Владимир Ходырев. Правда, от характеристики прозвучавших во время обсуждения мнений спикер воздержался, ограничившись констатацией факта проведения мероприятия. Кстати, депутаты не услышали и позицию члена городской Общественной палаты Константина Квасова – в выступлении в гордуме активисту  было отказано: «публичные слушания, где все могли высказаться, прошли».

В одной лодке?

Зато возможностью выступить перед коллегами с лихвой воспользовался лидер фракции КПРФ в гордуме Константин Ашифин. С видимым сожалением констатировав, что депутаты «отнимут у воронежцев право выбирать себе мэра», парламентарий указал на расхождение новации «с позицией президента России, призвавшего мэров крупных городов выбирать».

– Мне понравилась логика, что люди могут выбрать некомпетентного мэра. Но следуя этой логике, зачем оставлять воронежцам право выбирать себе некомпетентных губернатора, президента или депутатов?! – возмутился Константин Ашифин. – Нужно определиться – либо население может выбирать, либо оно не в состоянии избрать себе руководителей. Исходя из этого, думаю, можно довести ситуацию до абсурда – назначать всех!

Также депутат обратил внимание коллег на «непопулярность» инициативы – мол, самые разные опросы, проведенные и в соцсетях, и в СМИ, и социологами, показывают, что «подавляющее большинство воронежцев против того, что у них отнимается право выбирать мэра».

– Мера настолько непопулярна, что от нее абстрагировались почти все силы. А мы подставляем свои шеи и спины. Нас история учит, что любое затягивание гаек и цементирование процессов, как правило, приводят к срыву резьбы и слому всей конструкции, – предрек парламентарий. – Это уже серьезно. И как бы мы с вами ни спорили, мы находимся в одной лодке –  бежать нам некуда.

А завершил свое выступление депутат и вовсе на минорной ноте.

– Это горько, потому что мы останемся в истории города как депутаты, которые отняли у жителей право выбирать себе мэра, – заявил Константин Ашифин. – Мы глубоко убеждены, что это ошибка, которую придется исправлять – но, по всей видимости, уже другим депутатам.

Впрочем, пророчествам коллеги депутаты так и не вняли: изменения в Устав большинством голосов все же были согласованы.

Время для «Горэлектросети»

Еще одной важной темой заседания стал вопрос, связанный с необходимостью согласования продажи муниципального имущества, закрепленного за МУП «Воронежская горэлектросеть». Как и в случае с поправками в Устав, прийти к единодушному мнению депутаты не смогли – в поддержку решения высказались 29 человек, против – четверо.

Согласно пояснительной записке к документу, активы планируется реализовать по итогам открытого конкурса, участники которого подготовят собственные предложения по цене имущества. При этом минимальная стоимость имущества определяется рыночной ценой – согласно оценке, проведенной аудиторами ульяновского ООО «Аппрадэкс», она составляет 1,584 млрд руб. с НДС.

В документе отмечается, что на торги планируется выставить активы МУП, не относящиеся к единой национальной электрической сети. В частности, предусмотрена продажа 1 122 объектов недвижимости (более 1 тыс. зданий и 75 сооружений), 9,744 тыс. объектов движимого имущества, а также 5,6 тыс. машин и оборудования. Кроме того, потенциальные покупатели смогут приобрести права аренды 824 земельных участков, занятых предложенной к реализации недвижимостью.

К участникам конкурса будут применяться сразу несколько требований. Например, в документах прописано, что будущие владельцы должны «поставлять потребителям и абонентам товары и услуги по регулируемым тарифам», использовать имущество по назначению, а также выполнять обязательства «по строительству, реконструкции и модернизации объектов», предусмотренные инвестпрограммой МУПа.

Удастся ли найти покупателя на имущество «Горэлектросети», пока прогнозировать сложно: в ноябре
2011 г. и в мае 2012 г. депутаты гордумы уже согласовывали продажу активов МУПа, однако эти решения исполнены не были.

В ТЕМУ

Депутаты приняли во втором, итоговом чтении бюджет Воронежа на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг. Доходная часть финдокумента составила 16,476 млрд руб., причем чуть менее половины средств –7,576 млрд – приходится на поступления из федеральной и региональной казны. Расходная часть бюджета города спрогнозирована на уровне 16,255 млрд руб. Предполагаемый профицит составит 220,473 млн руб.