Газета,
которая объединяет

Непотопляемые «вертолетчики»

Расследование авиакатастрофы под Воронежем завершено, но вопросы остались
Рубрика: Социум№33 (2108) от
Автор: Александр Саубанов

Расследование шло ни много ни мало – девять месяцев. Межгосударствен-ный авиационный комитет лишь на днях завершил анализ «жесткой посадки» вертолета Robinson R-66, принадлежавшего клубу «Солнечный», которая произошла 7 августа прошлого года.

Воздушное судно в тот день упало в трех километрах севернее деревни Борки Рамонского района. Машину стоимостью в миллион долларов пришлось списать, а летевшие на вертолете шестилетняя девочка и 11-летний подросток получили тяжелые черепно-мозговые травмы. Еще две девушки и 54-летний пилот вертолета попали в больницу с ушибами и переломами.

Как сообщил МАК на своем сайте, причиной ЧП стало столкновение с проводами линии электропередач. Полет проходил на уровне 5-6 м над водой, тогда как полетным заданием определялась высота в 150 м. Кроме того, сопутствующими факторами признаны «неосмотрительность пилота» и «отсутствие маркировки проводов ЛЭП».

В общем-то, все это было понятно и без долгого расследования. Кроме, может быть, маркировки проводов. На том же сайте нам удалось найти информацию о загадочной «маркировке». Действительно, согласно требованиям Международной организации гражданской авиации ИКАО, в зоне оживленных полетов вдоль линий электропередач должны быть размещены специальные шары-маркеры. Более того, ночью положено еще и включать специальные заградительные огни.
Но российскому Минэнерго ИКАО не указ, его инструкции определяют только порядок маркировки опор ЛЭП.

Между тем воздушные суда по нескольку раз в год сталкиваются с элементами ЛЭП. В такой аварии на вертолете погиб, например, генерал Лебедь, губернатор Красноярского края.

А в Воронеже в списке «сопутствующих факторов» стоило бы отметить атмосферу вседозволенности, которую сумел обеспечить для своего клуба влиятельный предприниматель Александр Цыбань. В 2015 году пилоты «Солнечного» дважды осуществляли незаконные посадки в черте города. Случаи вызвали общественный резонанс – но не более того. Перед самым крушением «Солнечный» получил судебный запрет на проведение перевозок пассажиров: выяснилось, что клуб работал без сертификата эксплуатанта и лицензии на перевозку пассажиров.

Несмотря на запрет, воздушные экскурсии продолжались – и в начале 2017 года был выдан лист о принудительном исполнении решения суда. Но и сейчас реклама «Солнечного» публикуется в социальных сетях, а на трассе «Дон» красуются баннеры клуба…