Газета,
которая объединяет

«Пока не поздно»

Бывший легендарный участник группы «ДДТ» выступил в столице Черноземья
Рубрика: Культура№37 (2112) от
Автор: Сергей Попов

На днях в одном из тайм-кафе на правом берегу Воронежа состоялся концерт бывшего участника рок-группы «ДДТ» Вадима Курылева. Музыкант, в последние годы предпочитающий, чтобы его имя не привязывали к раскрученному «дэдэтэшному» бренду, исполнил композиции из сольных альбомов и пластинок своей новой группы – «Электрические партизаны».

Лирика и «боевики»

Группа, впрочем, отнюдь не новая: де-факто «Электрические партизаны» существуют уже с 2003 года. За 14 лет жизни коллектив успел выпустить несколько разноплановых по звучанию и по сути альбомов, заслуживших восторженные оценки искушенных меломанов. А история с сольными пластинками началась у Вадима Курылева еще раньше. Первая, «Тусклое солнце», вышла еще в 1988-м. Самый свежий же сольник, «Фрагменты параллельной жизни» – в 2014 году.

Помимо уже упоминавшейся «ДДТ», где Курылев больше 15 лет играл то на гитаре, то на басу, музыкант принимал и продолжает принимать участие в деятельности групп «Адаптация», «Дубы-колдуны», Feedback, «Разные люди» и Killdozer.

В Воронеже Вадим Курылев не выступал целых пять лет. И, по идее, соскучившихся слушателей должно было собраться на концерте достаточно, но по факту народа оказалось не густо. Удивительное – рядом: на топовые рок-группы в нашем городе ломятся тысячи, а когда речь идет о сольных проектах участников тех же самых групп – аудитория, как правило, измеряется десятками ценителей.

Электроакустика – не самый распространенный формат моноконцертов. Обычно авторы-исполнители бардовской песни или рока предпочитают в таких случаях акустическую гитару. Вадим же – нет. Более того – музыкант выбрал весьма специфическую концертную программу, куда наряду с лирическими вещами включил и панк-хардкоровые «боевики». Слушалось любопытно. Хотя людям, не знающим, как звучат эти вещи в записи, наверняка воспринимать «хардкор в одного» оказалось непросто.

На волнах «Тихого Дона»

Ближе к концу двухчасового концерта Вадим исполнил песню «Пока не поздно», ставшую гимном совместного проекта петербургских музыкантов «Антиармия». В проекте отметились Михаил Башаков («Башаков бэнд»), Александр Чернецкий («Разные люди»), Юрий Рулев («Патриархальная выставка»), Илья Черт («Пилот») и другие рок-фигуры. Для «Антиармии» они записали совместную антивоенную песню – ту самую «Пока не поздно», первая версия которой вышла на альбоме «Электрических партизан» «Минные поля свободы».

Антимилитаристская тема в последние годы стала одной из ключевых в творчестве Вадима Курылева. Причем, отойдя от привычной для него предельной образности и метафоричности, принципиальные постулаты своего взгляда на проблему музыкант проговаривает очень внятно и доступно, явно надеясь достучаться до самой широкой аудитории.

Завершить концерт Вадим планировал композицией «Булавка для бабочки», с которой в свое время выступил аж на Грушинском фестивале, став лауреатом.

– До Гран-при недотянул, – посетовал Курылев. – Уважаемые судьи сказали, что вещь-то хорошая, но это – «слишком рок».
Зал дружно рассмеялся.

Тем временем музыкант передумал останавливаться на «Булавке», решив закончить выступление на серьезной ноте. Для чего исполнил легендарную композицию американского фолк-певца, автора песен и общественного активиста Пита Сигера «Где цветы?». Курылев рассказал, что у трека необычная судьба. Сигер написал песню под впечатлением от «Тихого Дона» Шолохова. Позже на русский язык ее перевел Олег Нестеров, лидер московской группы «Мегаполис». И сейчас «Где цветы?» – одна из известнейших в мире антивоенных песен. От себя добавим: и, пожалуй, одна из самых трогательных од мирному небу. Именно в исполнении Вадима Курылева она приобрела те самые нервные обертоны, которые заставляют волноваться и сопереживать. Как знать – может, ее услышит кто-то из политиков, привыкших одним-единственным необдуманным указом обрекать на смерть миллионы? Очень хотелось бы!..