Газета,
которая объединяет

Когда суд – не дело

Как сделать дома ремонт и не стать при этом жертвой непрофессионалов?
Рубрика: Социум№37 (2112) от
Автор: Наталия Осадчая

Весна и лето – разгар сезона ремонтных работ. Рынок строительных услуг переполнен предложениями. Казалось бы, что при такой конкуренции волноваться за качество не придется.

Но вот к концу лета в общества и союзы, защищающие права потребителей, начинают тянуться люди, которые столкнулись с недобросовестным исполнением услуг и теперь не знают, как вернуть свои деньги или заставить строителей доделать (переделать) некачественную работу. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться воронежцам, которые решили нанять для ремонта людей «со стороны», рассказывает директор общественной организации «Воронежский союз потребителей» Александр Лычагин.

– С чего начинаются неприятности у потребителя при заказе ремонтных и строительных услуг?

– На рынке ремонтных и строительных услуг очень большое количество предложений. И чаще всего в качестве контактного телефона указывается мобильный. К заказчику приходят некие люди, производят, например, замер оконных проемов, балконов, потолков. Затем эти же люди устанавливают конструкции. При этом, как правило, никаких серьезных договоров не заключается, в лучшем случае – общая смета, причем без печати исполнителя.

Исходя из опыта работы нашей организации, могу сказать, что люди, заказывающие выполнение ремонтно-строительных работ, в этот момент, как правило, не интересуются документами исполнителя: есть ли регистрация в качестве ИП или какие-либо иные правоустанавливающие документы. Даже паспорт не всегда спрашивают!

Ремонт или установку строительных конструкций выполняют в большинстве случаев по предоплате. Чаще всего исполнители выдают расписку с невнятной подписью. Хорошо, если они выполнили взятые на себя обязательства в срок и качественно: строители получили деньги, хозяева – ремонтные услуги, и все довольны.

Но очень часто качество выполненных работ не устраивает заказчиков.

Люди, которые занимались ремонтом, начинают обещать, что приедут и все исправят. Это продолжается в течение недели, месяца, а затем они просто перестают отвечать на звонки.

– Почему это происходит?

– На рынке сейчас подвизается большое количество людей, которых трудно назвать профессионалами. У них есть желание, но нет возможностей. Что значит переделать некачественно выполненную работу? Это трата времени и потеря денег. Например, поставили окно с большими зазорами. Следовательно, нужно перезаказывать на предприятии-изготовителе окно – из собственного кармана заплатить за новую конструкцию. Не сами же установщики их делают! Понятно, что предприниматель не хочет работать себе в убыток. Профессионал же попросту не допустит такой ошибки – и в ремонте, и в строительных конструкциях.

– Что же тогда остается – суд?

– Очень часто люди имеют на руках только расписку или общий договор, не отражающий, по сути, ничего. Чтобы обращаться в суд, нужны документы, убедительные доказательства. А в расписке часто не указывают даже номер и серию паспорта. Если предприниматель не отвечает на телефонные звонки, но есть хотя бы договор с печатью и паспортные данные исполнителя, мы можем попытаться обратиться в суд.

Суд вынесет решение в пользу потребителя однозначно, потому что предприниматель, не отвечающий на звонки, и в суд приходить не будет. По делу вынесут заочное решение. Но что произойдет дальше? Потребитель получит решение суда и исполнительный лист на взыскание некоей суммы. Отнесет исполнительный лист приставу, и бумага будет лежать у него очень долго и не превратится в деньги.
У такого предпринимателя, как правило, нет расчетного счета, они обычно даже банковской карты не имеют, потому что знают, что с этой карточки в любой момент могут быть списаны деньги. Если в семье есть карта, то она оформлена на жену, на маму. С такого предпринимателя очень сложно что-либо взыскать. Он также не будет отвечать на телефонные звонки приставов, и пристав за ним бегать не будет – у него весь стол завален исполнительными листами. По опыту могу сказать: если предприниматель изначально не идет на контакт, значит, получить с него деньги и в будущем будет крайне проблематично.

Подавая заявление в суд, потребителю придется еще и нести затраты на экспертизу. Но и эксперты, и оценщики делают выводы, опираясь на условия договора, которые вы прописали при заказе работ строителей. Не будет договора – нечего и в суде будет делать. Хотя и суд, как я уже сказал, не панацея.

– Так что же тогда делать потребителю? Как грамотно себя вести?

– Избежать неприятностей можно только двумя путями.

Во-первых, обращаться за услугами лишь в те организации, которые имеют офис, работают в своей сфере достаточно долго, располагают рекомендациями. На сайте Федеральной налоговой службы nalog.ru можно по номеру ИНН узнать всю открытую информацию об организации или предпринимателе. В начале нашего разговора мы говорили о том, что обычно предприниматели, которые пытаются уйти от ответственности, указывают только мобильные телефоны. Такой номер легко получить и так же легко сменить. Не просто так банки, например, при оформлении договора кредита с частным лицом, просят указать еще и номер стационарного телефона – в качестве некой гарантии.

Во-вторых, нужно обязательно заключать подробный договор. Если исполнитель отказывается заключать договор, от работы с ним тоже нужно отказаться. А вот в договоре должны быть прописаны сроки исполнения работ, санкции и т.д. Если предприниматель предлагает заранее составленный договор, можно написать дополнение от руки.

И еще один момент. Никогда не нужно вносить 100-процентную предоплату. Остановитесь на 50% или 70%. В день приема работ составляется акт приемки. Согласно акту указываются недостатки – обязательно в письменном виде! Окончательный расчет производится только тогда, когда все недостатки устранены. Если хотя бы один из указанных недостатков не ликвидирован, вы имеете право не выплачивать оставшуюся сумму.

Когда исполнитель соглашается заключить договор, на предоплату выдает квитанцию с печатью или приходный ордер – это еще один элемент доверия. Если соглашается не на 100-процентную предоплату, то уверен в том, что работа будет выполнена качественно и в срок.
Отмечу, что об ответственности организации перед потребителем говорит и средний уровень цен.

Когда мы заказываем ремонт по самой низкой цене, то ставим себя в ситуацию заведомого риска.

Перед тем как доверить свой ремонт предпринимателю или организации, попытайтесь узнать о них как можно больше – поищите отзывы в Интернете, на форумах. Солидные организации заботятся о своем имидже и борются за каждый положительный отзыв.
– А были ли случаи, когда строители брали деньги и исчезали?

– В моей практике таких случаев не было, ведь это чистое мошенничество и уже уголовная ответственность. Я думаю, что на рынке подобных случаев не так уж и много, гораздо больше работает непрофессионалов, не готовых исправлять некачественную работу.