Газета,
которая объединяет

«Родина электричества» – на родине Платонова

В Воронеже прозу писателя переложили на язык оперы
Рубрика: Культура№40 (2115) от
Автор: Наталия Осадчая

Второго июня отзвучали невероятно долгие и восхищенные аплодисменты зрителей, которые первыми увидели оперу Глеба Седельникова «Родина электричества», поставленную в Воронежском театре оперы и балета по рассказам Андрея Платонова. В этот день опера открывала Международный Платоновский фестиваль искусств, проводимый в Воронеже в седьмой раз.

Без сомнения, об опере будут еще много спорить, оценивать. Но первые свои впечатления зрители смогли выразить сразу после премьеры во время обсуждения, которое предложил провести режиссер «Родины электричества» и художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра Михаил Бычков.

– Пять с плюсом, – поставил свою оценку Борис Нестеров – известный воронежский коммерсант, музыкант по профессии. – Лично я сегодня почувствовал стиль, дух Платонова. Меня больше всего поразил визуальный ряд – одежда, позы, световые эффекты, «окна РОСТА», музыка, дающие ощущение духа того времени. Я думаю, что этот спектакль с успехом будет звучать на любой сцене мира.

– Я сам из Липецка, третий год подряд приезжаю на фестиваль, – рассказал один из зрителей. – Это уникальное мероприятие. Спектакль поставлен очень нестандартно, но здесь действительно передан образ той тяжелейшей эпохи, через которую прошла наша страна.
Николай Образцов, долгие годы возглавлявший департамент культуры Воронежской области, признался, что для него «сегодня был урок истории, философии и электротехники», охарактеризовав спектакль словами «ко времени и к месту».

На премьеру была приглашена супруга и творческий помощник Глеба Седельникова – Ольга.

– Для меня это, конечно, потрясающе. Глеб, к сожалению, мало слышал своих сочинений, исполненных с таким пониманием, с таким энтузиазмом. Глеб работал над произведением очень долго. Я понимаю, что все это будет еще доходить, созревать. Но первое впечатление – очень сильно.

Как рассказала Ольга Седельникова, опера писалась ее мужем для театра Покровского. Записывала ее она, так как Глеб Серафимович полностью потерял зрение еще в девять лет. Но Покровский, к сожалению, оперу не поставил.

– Может быть, тогда не настало то время, когда это будет воспринято, – предположила она.

Опера впервые была сыграна именно в Воронеже, почти 40 лет ожидая своего воплощения на сцене.

В основу сюжета положены рассказы Андрея Платонова «Рассказ о потухшей лампочке Ильича» и «Родина электричества». Действие спектакля разворачивается в известном многим воронежцам селе Рогачевка Новоусманского района.

Идея первого акта взята как раз из одноименного рассказа, когда герой встречается с крестным ходом крестьян, молящихся о дожде во время засухи. Возглавляет шествие маленькая, согнутая едва ли не пополам старушка, с которой главный герой и ведет диалог.

«Да я столько годов прожила, что у меня разум да кости, – говорит старуха. – А плоть давно вся в работу да в заботу спущена».

Собственно, ради этих людей и принимается решение построить в селе примитивную электростанцию, чтобы облегчить им жизнь – пустить мельницу, потому что кулаки, владеющие ветряками, обдирают крестьян до последнего. И здесь действие плавно переходит к сюжету «Рассказа о потухшей лампочке Ильича».

С электричеством главный герой надеется принести крестьянам свет в избы, избавление от рабского труда и добро как высшее философское понятие. Но кулаки сжигают станцию. Однако опера заканчивается оптимистично – селяне готовы собраться всем миром на новую, чтобы вернуть в дома свет, а в души – добро.

16 июня в театре оперы и балета опера «Родина электричества» будет даваться вторым составом.