Газета,
которая объединяет

Человеческий фактор

Рубрика: от
Автор:

Помните оптимистичное изумление на тот счет, что, оказывается, для счастья нужно «так мало»? Я вот недавно вспомнила. Стоило приехать в Лиски – на областной театральный фестиваль детских и юношеских коллективов «Синяя птица».

Я работала на «Птице» впервые – и как журналист, и как член жюри. С тамошним руководством, соответственно, знакома не была. Поэтому когда к нам, с наслаждением вывалившимся из надоевшей за два часа пути «газельки», от порога городского Дворца культуры направилась красивая женщина, никаких чувств, извиняюсь, не изведала. Ну, встречают хозяева гостей – дело житейское. Так положено, ничего удивительного.

После непременного обмена любезностями стало, однако, понятно: Татьяна Викторовна – так звали встречавшую – не дежурную формальность отрабатывает. Она включена в событие не только по долгу службы. И даже, как ни удивительно, не столько; для подобных выводов одних поступков хватило бы; они сами за себя говорят. Хлопот при организации подобных праздников – не оберешься: приезжают, что называется, стар и млад. Всех надо разместить, накормить, проинформировать, проконтролировать. Но я, при всем том, еще и на глаза новой знакомой обратила внимание , которые (зеркало души!) выдавали: человек в теме, что бы ни происходило вокруг. С головой погружен в реальность, пропускает ее через себя.

Татьяна Матвиенко – руководитель лискинского отдела культуры. Поверьте на слово: на солидном журналистском веку повидала я чиновников подобного ранга предостаточно. Есть среди них, к счастью, люди (Татьяна Викторовна в этом смысле не одинока), на которых надо молиться. Подвижники. Но иной раз такой пост доверяют персонам, просто­напросто имеющим «товарный вид». Лишь бы выглядели пристойно и говорили складно. А что именно они говорят и с какой мерой ответственности за сказанное – дело пятое…

Не так давно посетила в другом райцентре культурное мероприятие отнюдь не районного масштаба. Была шокирована поведением ведущей праздника: он проходил в учреждении, ею руководимым. Гражданка, выступая перед уважаемыми людьми, наделенными предельно высокими в области культуры титулами, самим тоном давала понять: она – единовластная хозяйка «хаты»! Это ее вотчина! Несмотря на то, что принадлежит государству. Как посчитает нужным владычица – так и повернет действие. И ведь поворачивала! Речи звучали – мама дорогая! Тягомотный набор общих, никому не нужных фраз, сдобренный плаксивыми просьбами облагодетельствовать рабочее место! Человек оказался настолько далек от сути происходящего, настолько не подготовлен к встрече с творчеством профессионалов, что им же было стыдно за принимающую сторону (это – не моя догадка, а признание одного из собеседников). Выступавшая следом представительница администрации (как раз «то самое»: товарный, пусть с натяжкой, вид и т.д.) доблестно продолжила линию, предложенную предыдущим оратором… И вдруг, на контрасте, – удивительная Татьяна Викторовна в Лисках! Умная, тонкая, деликатная и чрезвычайно ответственная.

С личным отношением смотрела Матвиенко фестивальные спектакли. Грамотно, заинтересованно реагировала на все их плюсы и минусы. Анализировала то, что звучало на обсуждении. И в таких подробностях рассказала нам о местных деятелях культуры, останавливаясь около снимка каждого из них, украшающих стены ДК, что было ясно без уточнений: Татьяна Викторовна прекрасно знает, кем руководит и ради чего. Понятно, что специально к такой экскурсии она не готовилась. Просто, стараясь занять гостей, с пользой дела использовала маленькую заминку, случившуюся в фестивальной программе. Перерывы между спектаклями бывали более продолжительными, чем планировалось, что естественно: искусство – дело живое...

Один момент подкупил особо. Обсуждали неудачный спектакль, и режиссер, услышав критику от членов жюри, поспешил перевести стрелки на своих артистов. Дескать, дети из неблагополучного района Воронежа – такие вот неподдающиеся… Татьяна Викторовна нашла самое точное определение происшествию: учитель, сказала, предал своих учеников. Разумеется, сказала не детям; она, наоборот, очень порадовалась тому, что они не присутствовали при инциденте.

Возможно, у этой колонки найдутся оппоненты. В том плане, что описывать частный случай, пусть и отрадный, нет резона. А я не соглашусь: жизнь состоит исключительно из частных случаев. Если бы это понимали люди, которые эти случаи создают, негатива мы серьезно недосчитались бы. Есть проблемы государственного размаха – они мало зависят от простых смертных на местах. А есть – те, которые именно на местах и создаются. Их бы искоренить – прежде, чем кивать недовольно в сторону Кремля…