Газета,
которая объединяет

Без меня бизнес неполный

Почему перепись бывает у нас раз в 10 лет, а «наблюдение» – вдвое чаще

На этой неделе руководитель Воронежстата Ирина Соловьева доложила губернатору Алексею Гордееву об окончательных итогах второго сплошного статистического наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Да, лишь в 2017-м мы узнали об итогах работы МСП в 2015 году – таков цикл сбора и обработки огромного количества данных.

При этом между первой и второй переписью промежуток оказался небольшой: 5 лет. В целом практика бизнес-переписи, начавшаяся с 2010 года, сама по себе может служить объектом наблюдения и «историческим срезом» развития малого бизнеса. 2010–2015 – годы кризиса. Не самое лучшее время для таких исследований – если оно вообще у нас бывает «самым лучшим» для такого дела.

Не слишком частим?

Население мы переписываем раз в 10 лет, а бизнес, получается, – раз в пятилетие, притом что бизнесменов у нас в 30 раз меньше, чем населения в целом. Зачем такая дотошность?

Ирина Соловьева разъяснила парадокс корреспонденту «Берега»:

– Данные за 2010 год быстро устарели: сектор малого и среднего бизнеса отличается высокой мобильностью – субъекты часто возникают, реорганизуются, исчезают, уходят в тень и просто скрываются от учета.

Вторая бизнес-перепись стартовала в конце 2015-го. Тогда в адрес 39 тыс. малых и микропредприятий, 54 тыс. индивидуальных предпринимателей были направлены письма (а неплохо подкормили «Почту России»!) с просьбой ответить на вопросы анонимной анкеты: в какой сфере работаете, в каком статусе и т.п.

Но лишь 48% респондентов ответили на «письма счастья». Может, эти ИП-МП давно не работают и мы пытались говорить с мертвыми бизнес-душами?

На рынки, стройбазы, в гипермаркеты и даже квартиры пошли переписчики, порой в сопровождении представителей власти, и выяснили: нет, не все мертвы. Как аккуратно выразилась в своем отчете глава Воронежстата, «в результате согласованной работы всех заинтересованных сторон были получены отчеты от 33,3 тыс. юрлиц и 50,4 тыс. ИП».

То есть, если бы не «согласованная работа», мы бы недосчитались более 30 тыс. субъектов! Сколько же «молчунов» наказали? А нисколько. Как признались статистики, у них просто рука не поднялась бить рублем измученного кризисом и без того еле выживающего предпринимателя.

– Я уже заполнила анкету, указав шесть человек наемных работников, а спустя месяц троих из них из-за кризиса вынуждена была сократить, – рассказала руководитель городского объединения предпринимателей Татьяна Гончарова.
В общем, наверное, стоит делать поправки итоговых цифр на эти необъективные, но существенные факторы. Только в какую сторону поправки?

Сплошное, извиняемся, наблюдение!

По числу рабочих мест в общероссийском рейтинге – как по малым предприятиям, так и по ИП – область занимает 14-е место. Неплохо.

По прошлой переписи насчитали 72 тыс. субъектов МСП, нынче выявили 84 тыс. Прогресс.

– Прошедшая бизнес-перепись подтвердила, что роль малого и среднего бизнеса в экономике становится все весомее, – выразила убеждение Соловьева. – Доля продукции, произведенной субъектами МСП в общем объеме валового регионального продукта области, составляет 37% – то есть практически каждый третий рубль ВРП формируется в малом и среднем бизнесе.

Пять лет назад мы тоже употребляли выражение «каждый третий рубль», но при показателе в 30% ВРП. При этом, по официальным данным, в секторе МСП как работал, так и работает каждый третий занятый в региональной экономике – и эта пропорция стабильна уже много лет. Неужели у малых предпринимателей всерьез пошла расти производительность труда?

А знаете, вполне может быть! Когда депутат Госдумы Алексей Журавлев собирал в Воронеже совещание производителей оборонно-промышленного комплекса, представители малого бизнеса пожаловались: несмотря на существующие квоты для МБ на торгах по оборонзаказу корпорации вытесняют «малых» с рынка. Причем «по-честному»: создают аффилированную малую структуру и легко выигрывают торги.

И с производительностью у них все нормально.

Игра в кошки-мышки по-крупному

Даже инструментами налоговой инспекции невозможно вычислить, какова в процессе роста МБ роль мелкого жульничества крупных предприятий. Многие из больших коммерческих структур предпочитают формально дробить свои коллективы на конгломерат малых предприятий – чтобы иметь налоговые льготы.

А есть еще такая категория «малого бизнеса», как фирмы-однодневки.

Когда в 2010-м лавочку с льготами для «малых» прикрыли – закрылись и фальшивые МП. К сожалению, вместе с настоящими. Понемногу восстановили список льгот – и снова оживился псевдо­аутсорсинг, аутстаффинг и прочее жульство, позволяющее иметь экономию на налогах и доступ к квотам.

Даже такой белый и пушистый гигант, как ДСК, одно время именовал себя «Группа компаний ДСК». Потом отказался от такого бренда – он слишком явно наводил на мысль о подобной «оптимизации».

Так, средненько…

Сравнивая таблицы на сайте Воронежстата, убеждаешься: не только крупные предприятия играют в подобные игры. За пять лет число средних предприятий снизилось с 578 до 400. Казалось бы, малый бизнес должен всеми силами стремиться в средний класс. Но – непохоже.

– Малым, микро- и индивидуальным предприятием быть выгоднее, чем средним – считает руководитель воронежской «Опоры» Сергей Наумов. – У «малых» больше льгот и возможностей вообще исчезнуть из поля зрения официальных структур. Поэтому «средние» могут формально дробиться и мимикрировать под «малые». А потом, если нужно – и в тень уйти. Теневой бизнес в секторе МБ у нас примерно 30%.

Такие игры в кошки-мышки с государством могут вообще не отразиться на базовых показателях статистики. Часть «белых» предпринимателей уходят в тень, на их место из большого бизнеса приходят МП-фантомы и ИП-призраки.
Так что же, вообще наш реальный МБ не поддается учету?

– Вот в 2018-м сделают обязательным повсеместное применение кассового оборудования – и сразу все станет ясно, – предположил Сергей Наумов…