Газета,
которая объединяет

Инфицированные музыкой

В Воронеже завершился фестиваль «Джазовая провинция»
Рубрика: Культура№ 127 (1410) от

Шестнадцатый прошел; передвижной музыкальный форум, в который давно и по заслугам превратился фестиваль «Джазовая провинция», отработал свою насыщенную программу в Воронеже. Бурные и продолжительные…

Все четыре ноябрьских вечера, занятые под фестивальные концерты, зрители набивались в залы филармонии и ДК Железнодорожников практически под завязку. Оно и понятно: если ты фанат настоящей музыки – грех пропустить такой мощный праздник, как «Джазовая провинция».

Открытие по фамилии Писаренко

Конечно, если говорить о составе участников и их поименном вкладе в фестиваль – что-то задело больше, что-то меньше. Тут во главе угла единственный определяющий критерий – вкус. Одному по душе исключительно джазовые стандарты, другому – свое­нравные этно-рок-блюзовые «надстройки» над ними. Третий ждет раскрепощенного вокала и ни от чего, кроме «голосовой» индивидуальности исполнителя, не «тащится». А четвертый «съест» все, что ритмизовано «до потери пульса»: темперамент, однако…

Поэтому – о личном открытии (на что имеют право и журналисты тоже). Оно связано с именем эстонского гитариста Олега Писаренко, который привозил на «Провинцию» руководимый им квартет. В его составе кроме самого маэстро великолепно работали клавишник Раун Юрикас, басист Михель Мелганд и Ахто Абнер, лихо укрощавший ударные инструменты. Кажется, музыка, которую играла эта четверка, вправе называться великой: Писаренко (а звучавшие вещи – именно в его авторстве) тонкий мелодист, создатель такой гармонии, чьи глубины способны затянуть слушателя, что называется, с головой. Олег признался: цель его творчества – делиться радостью. При помощи атмосферных композиций в духе раннего «Мегаполиса», щедро сдобренных массой ярких деталей и не слишком зависимых от метража, музыканты прекрасно справляются с поставленной задачей. Отключаешься от реальности в буквальном смысле слова; красивые, не самые экспрессивные, но проработанные до мельчайших подробностей мелодии Писаренко одновременно и успокаивают, и будоражат. Такое лирическое волнение, очень приятное – при нарочито безыскусных названиях вещей. Например, «элементарная песня», «фундаментальная песня»…

Своя дисциплина

Возможно, восприятию «песен» квартета Писаренко поспособствовала аура «теплого» зала ДК Железнодорожников. Воронежские апологеты джаза со стажем вспоминают, что именно в стенах этого, по-советски основательного Дворца на заре шестидесятых происходило рождение и становление жанра. Здесь превращались в джазменов физики и лирики. И здесь же они, без напряга тряхнув стариной, собрались на 16-й по счету «Провинции»; среди них, к слову, были замечены даже такие легендарные личности, как Юрий Верменич. Историограф джаза с мировым именем, непререкаемый авторитет…

Компанию старожилов основательно разбавили представители иных поколений – молодежь и люди так называемого зрелого возраста. Вообще сложилось впечатление, что год от году город сдается джазу все с большим удовольствием. Кажется, сегодня этой музыкой инфицированы если и не все воронежцы, то – уж точно в спектре «от мала до велика».

Организаторы стараются: «Джазовая провинция» – это, в их интерпретации, не только концерты. И не только мастер-классы, дающие возможность живого и непосредственного общения с мэтрами мировой музыкальной культуры. Фестиваль – еще и обсуждение выступлений по горячим следам, а нередко – и во время «процесса»: у джаза – своя дисциплина, своя негласно узаконенная манера поведения. А еще фестиваль – покупка в антрактах «родных» компакт-дисков с произведениями, только-только отзвучавшими со сцены. Или тех, которые на очереди – прозвучат во втором отделении концерта.

Приятный пустячок

Джазовые музыканты и сами не гнушаются «сходить в народ»: это вам не поп-звезды с неотступной охраной. Здесь все куда демократичней и человечней. В фойе того же ДК Железнодорожников можно было видеть среди публики марокканского вокалиста Камала Шажри и российского саксофониста Николая Винцкевича, оживленно беседующих друг с другом.

Неформальная обстановка подталкивала к тому, чтобы поклонники музыкантов, мастерство которых было оценено днем ранее в филармонии, подходили с просьбами сфотографироваться на память. Отказа не было никому. Более того, позируя, артисты дружески и с искренней симпатией обнимали зрителей, пожелавших увековечиться: пустячок, а приятно…

И все-таки – к музыке. Как, опять же, всегда на «Провинции», она не только звучала, но и – комментировалась. Все фестивальные концерты вел один из лучших знатоков джаза на территории бывшего СССР, музыковед и преподаватель, петербуржец Владимир Фейертаг. Фигура сама по себе – культовая. С именем Владимира Борисовича связывают окончательное жанровое оформление джаза в Советском Союзе. Уже в семидесятых его приглашали на самые знаковые джазовые выступления – в качестве конферансье.

Чудные мгновенья

Теперь о тех, кого Фейертаг представлял, а почтенная публика слушала. Как всегда, организаторы подарили нам возможность насладиться живой музыкой в исполнении интереснейших музыкантов мира. Однако в этот раз, думается, «выделились» совсем не те, на кого, очевидно, делалась ставка.

Помимо уже упомянутого «Квартета Олега Писаренко», исключительно интересным показалось трио «Klima Kalima» Калле Калима (гитара), Оливер Потраж (бас) и Оливер Стейдле (ударные). Авангардный джаз-рок в исполнении этого коллектива – жемчужина «Провинции». «Каданс Миллениум» Германа Лукьянова – безусловно, великая группа. Один из знаковых джаз-бэндов страны. Но у многих, с кем удалось пообщаться после концерта, особенного восторга выступление «Каданса» почему-то не вызвало. Наверное, это очень «на любителя». Сдержанно отзывались знатоки и о клавишно-саксофоновом дуэте Леонид Винцкевич – Лембит Саарсалу. Мол, все хорошо, но не более того. А вот выступление Винцкевича-младшего, Николая, оценили гораздо выше: звучало мнение, что Николай из «технарей» довольно средней руки превратился в зрелого мастера-импровизатора с собственным оригинальным почерком. Порадовали и «гости из солнечных стран»: бразилец Рике Пантожа и все тот же марокканец Камал Шажри. Первый явил воронежскому джазовому миру босанову (она, заметим, оказалась той тихой и очень стильной «изюминкой», которой периодически не хватало действу на сцене). Господин Шажри, заручившись поддержкой российской фьюжн-группы «Vision of sound», наподдал этники: приятное напряжение, идущее от самых «корней» подобной музыки (которые – так далеко, что человеческому глазу их не узреть), буквально висело в зале. Спасибо музыкантам за чудесные минуты. А вот темнокожая американская певица Ив Корнелиус, откровенно говоря, не впечатлила уж очень глубоко: несколько, по нашему восприятию, не дотянула до эталонной традиции «черного» джазового пения. Хотя, разумеется, музыкальный уровень утонченной Ив – весьма и весьма высок.

Анна ЖИДКИХ,

Сергей ПОПОВ