Газета,
которая объединяет

«Хочется больше транслировать себя»

Солист «Агаты Кристи» Вадим Самойлов – о современном рэпе, поддержке поклонников и мужской дружбе
Рубрика: Культура№94 (2169) от
Автор: Марина Хоружая

В концертном зале Event-Hall Сити-парка «Град» выступил Вадим Самойлов – один из лидеров культовой группы «Агата Кристи». Перед концертом музыкант пообщался с представителями СМИ. Общение с Вадимом Самойловым получилось серьезным и содержательным. Человек он основательный и через многое прошедший. В отличие от брата Глеба, Вадим давно завязал с пагубными пристрастиями, вот уже три года он ездит с гуманитарной миссией на Донбасс, и после таких поездок все чаще появляются песни с социальным подтекстом. Впрочем, в основу концерта легли все же ранее написанные композиции.

Проникнуть в смысл

Концепция программы была схожей с прощальными концертами «Агаты Кристи», где материал следовал в хронологическом порядке. Начал Вадим с трех композиций, написанных очень давно, но незнакомых публике – «Голос», «Огни» и «Боже, я должен убить». Они стали своего рода прологом, затем позвучали «брендовые» композиции «Агаты Кристи» («Черная луна», «Сердцебиение», «Позорная звезда», «Опиум для никого»)… Потом очередь дошла и до тех песен, которые находятся в работе сейчас («Слова закончились», «Семь миллиардов богов»).

Все это сопровождалось сюрреалистическим видеорядом на четырех интерактивных экранах, которые приехали в наш город месте с музыкантами. Разорванное изображение будто бы дробило сцену на части, стирая границы реальности. Эдакая смесь арта, кинонарезок и образов... Каждая из иллюстраций – со своим философским подтекстом. По словам Самойлова, все это помогает слушателю лучше проникать в смысл песен, а может, даже открывать их для себя с новой стороны. «Мне всегда хотелось, чтобы в наших концертах присутствовали элементы шоу, – говорит Вадим. – Благодаря видеообразам непростая поэзия, созданная мной и братом, лучше раскрывается. Мне вообще нравится, когда все красочно. Когда во время репетиций я смотрю на эти визуализации со стороны, у меня самого захватывает дух!»

С педагогическим подтекстом

– Вадим, на сегодняшний день ваши поклонники какие песни принимают лучше – старые или новые?

– За прошедшие десятилетия у нас выросло несколько поколений поклонников. Новоиспеченные почитатели, конечно, лучше принимают новые композиции. Впрочем, творчество «Агаты Кристи» как было всегда объектом споров и очень жарких дискуссий между фанатами, так и остается. Сейчас с нами и те поклонники, которые остались с периода «Агаты Кристи», и новые. И все они нам очень благодарны. Я их тоже благодарю за соучастие в творчестве. Я чувствую от них очень большую поддержку в превращении «Вадима Самойлова из «Агаты Кристи» в самостоятельную единицу. Они все принимают, анализируют, пытаются докопаться до сути, поковыряться в тексте… В этом есть и некий обучающий процесс. Вот такая педагогическая история…

– Между Вадимом Самойловым времен «Агаты Кристи» и вами нынешним – большая разница... Как уживаются эти две личности в одном концерте?

– Да, разница огромная. Но эта разница иного толка. Тот юношеский романтизм, который был в текстах, написанных в 20 с небольшим лет, он остался. Содержание моей натуры, в общем-то, не изменилось. Оно и тогда было каким-то романтически возвышенным, с надеждой на человечество в целом и человека в отдельности, и сейчас такое. Просто сейчас это уже воспринимается и транслируется с точки зрения жизненного опыта и большего понимания сути человека, его природы. И в этом смысле мне как раз интересно такие вещи соединять друг с другом.

А что касается эмоций, мне очень радостно петь старые песни. Я давно это задумал. Здесь есть некий посыл от меня прежнего ко мне сегодняшнему. Да и вообще, когда ты возвращаешься в прошлое, окунаешься в то пространство юности, когда ты только делал первые шаги, не понимая, для чего это все, получается своего рода камертон. В юности эмоции острее, они настоящие, неподдельные... К ним полезно возвращаться. Мне это помогает сейчас лучше осознать свой сегодняшний стержень.

Хотя если сравнивать творчество с периодом «Агаты Кристи», то раньше песни были более абстрактными – монолог велся от третьего лица. А с возрастом уже хочется больше личностных посылов – хочется транслировать себя самого, свое мировоззрение... В этом, кстати, основная причина моего с братом «распада». У нас с ним слишком разное мировоззрение, поэтому в рамках одного коллектива нам стало тесно.

В абсолютном балансе

– На ваш взгляд, что важнее в роке – текст или мелодия?

– Думаю, в искусстве форма и содержание должны быть в абсолютном балансе. Для меня недостаточно одной коллизии, как бы уверенно она ни исполнялась.

– Вопрос к вам как к продюсеру – есть ли сегодня по-настоящему талантливые рок- и рэп-музыканты? Те, кого можно назвать самородками…

– Как продюсер, конечно, могу сказать, что таких, как Земфира, «Мумий Тролль», «Би-2» и «Агата Кристи», пока не появилось. И, возможно, в ближайшие лет пять не появится. Поколение, которое идет за нами, еще учится разговаривать. У них есть таланты, но они еще не сформулировали сами для себя жизненную позицию, которую нужно транслировать. Им просто нужно чуть-чуть подрасти. Плюс у нас сейчас практически нет места для новой рок-музыки. На радио транслируют музыку в контексте старого русского рока. А новая музыка развивается чуть по-другому: она более широкая, эклектичная, намешанная… И не рок, и не поп, а что-то между. Но это все вопрос времени.

Что касается современного рэпа, то я так сильно не погружался туда. Знаю только, что сейчас Баста очень хорошо собирает залы. Я смотрел его Unplugged на НТВ и, честно говоря, не совсем понял. Для меня не сложилось такого цельного, внятного образа. Но я считаю, рэп-культура у нас прижилась. Недавно мне Захар Прилепин подкинул очень прикольного рэп-исполнителя из Тольятти – Честера Небро. Он поет про свою настоящую жизнь, и вот такому рэпу я верю. А мне нравится все, чему я верю. Например, «Ласковый май» того периода я считаю замечательной историей, потому что это был честный, искренний проект.

– В интервью вы рассказывали, что считаете свой коллектив практически семьей, музыканты – ваши близкие друзья. Как возникла такая дружба и чем сейчас можно сплотить молодежь?

– Настоящая дружба куется в юности – в институтах, небольших коллективах, в стройотрядах. Там, где все на виду, где у каждого есть зона ответственности перед коллективом. Любые такие сообщества, работающие на один результат, будут способствовать сближению молодежи. Без командного подхода ничего не получится.

А что касается моего коллектива, то, действительно, дружба у нас на века. Просто у меня в голове была составлена модель подлинных, честных, настоящих мужских взаимоотношений, и я в себе эту мечту таскаю. Ко мне причаливают люди, которые хотят примерно в эту же сторону развиваться, за что я им очень благодарен. Концертов, подобно нашему, без командного подхода не сделать!

Подготовила
Марина ХОРУЖАЯ