На выборах, как на выборах
Ситуация конца прошлого года, связанная с неожиданной сменой власти на региональном и муниципальном уровнях, удивительным образом коррелирует с похожими событиями конца 1996 года. Тогда и сегодня ведущим триггером политических «катаклизмов» в Воронеже оказались президентские выборы.
На региональном уровне
В сентябре 1996 года за неудачный результат, показанный Воронежской областью в ходе президентских выборов (Зюганов здесь выиграл в обоих турах, опередив Ельцина более чем на 20%), в досрочную отставку был отправлен популярный губернатор Александр Ковалев. Его назначили… полномочным представителем президента РФ по урегулированию конфликта между Северной Осетией и Ингушетией. Вместо него и.о. главы администрации Воронежской области поставили мэра Воронежа Александра Цапина. В октябре 1996 года в городе де-юре сложилось двоевластие: администрацией руководил первый заместитель Дмитрий Жуков, а горсоветом – зампредседателя Сергей Колиух.
В декабре 1996-го Александр Цапин проигрывает губернаторские выборы ставленнику КПРФ, председателю областного Совета депутатов Ивану Шабанову. Победитель тогда получит 49% голосов избирателей (при явке 52%), а Цапин – 41% голосов.
А теперь – ко дню сегодняшнему. Не секрет, что одним из ведущих побудительных мотивов досрочной отставки популярного губернатора Алексея Гордеева и его назначения на должность полпреда по ЦФО явились предстоящие в марте выборы президента РФ.
Также очевидно, что карьера Александра Гусева, назначенного на пост и.о. губернатора, так или иначе будет зависеть от исхода (явка плюс процент за основного кандидата) этих выборов в Воронежской области. Кстати одним из основных аргументов назначения мэра Александра Цапина главой региона был такой: в 1996 г. Воронеж предпочел Ельцина Зюганову.
Больше того, мартовская кампания может сильно повлиять и на результаты сентябрьских выборов главы Воронежской области, в которых, очевидно, будет участвовать Александр Гусев.
Речь идет о скрытом эффекте электорального потенциала, и дело не только в неизбежных реваншистских настроениях, к примеру, прокоммунистического или «либерально-демократического» электората, который наверняка «проиграет» в марте. В сентябре на выборы придут и те, кто – по разным причинам – не примет участия в мартовских выборах. И среди них также будет немало оппозиционно настроенных избирателей, которые именно тогда увидят для себя реальную возможность «разобраться» с основным кандидатом от власти…
Впрочем, при всей внешней похожести нынешняя ситуация существенно отличается от сложившейся 20 лет назад – одним, но многое решающим внутренним обстоятельством: Александр Цапин, в отличие от Александра Гусева, мог лишь мечтать о такой поддержке со стороны своего предшественника-губернатора и президента, а назначивший его Борис Ельцин – о такой электоральной поддержке Владимира Путина…
На муниципальном уровне
У проигравшего в декабре 1996 года выборы и оставшегося не у дел Александра Цапина сохранялся мандат депутата горсовета, и это дало ему возможность «вернуться на город». Правда, для этого был срочно изменен Устав Воронежа.
Спустя 12 дней после инаугурации губернатора Ивана Шабанова депутаты воронежского горсовета «без шума и пыли» внесли поправки в Устав города, согласно которым всенародные выборы главы местного самоуправления отменялись, а право выбирать мэра депутаты делегировали себе. Отменялись и назначенные на 23 марта всенародные выборы градоначальника.
3 января 1997 года появился «обновленный» протокол октябрьского (1996 года) заседания горсовета, в котором Цапин уже не прекращал полномочия мэра в связи с назначением на пост и.о. губернатора, а всего лишь – «приостанавливал» их. Затем депутаты отменили октябрьское постановление «о приостановлении» и 8 января единогласно (11 депутатов) избрали Цапина главой местного самоуправления. Получался некий абсурд: сначала мэра «приостановили», потом «вернули» на прежнее место, а для пущей убедительности еще и избрали…
Очевидно, что Цапин, проиграв и в городе Воронеже на губернаторских выборах, боялся нового поражения в марте. Да и губернатора Шабанова вполне устраивал мэр «на крючке»: с сомнительным правовым статусом. Как и депутатов горсовета, часть которых во главе с Василием Кочергиным с помощью юридической казуистики и выписанных из Подмосковья сотрудников милиции (из вневедомственной охраны) вскоре попытается захватить главное кресло администрации Воронежа.
Конечно, это уже несколько другая история (см. «Под текст»), крайне маловероятная в нынешних реалиях, хотя и сегодня выборы главы Воронежа уже не всенародные…