Газета,
которая объединяет

«Не от разума – по наитию!»

Актер Гоша Куценко – о несыгранных ролях, умном кино и семейных ценностях
Рубрика: Культура№8 (2180) от
Автор: Марина Хоружая

В очередной раз в Воронежском концертном зале с грандиозным успехом прошел спектакль «Скамейка», который вот уже больше 10 лет антрепренеры ежегодно привозят в наш город и неизменно «собирают кассу».

В основу сюжета легла извечная тема «мужчина и женщина», которую блестяще воплотили талантливые и искрометные Ирина Апексимова и Гоша Куценко. И вся эта история, произошедшая в парке культуры на скамейке, до боли знакома каждому зрителю среднего и старшего поколения. Она реальна и узнаваема… Автор Александр Гельман называл эту пьесу «горькой и смешной историей о том, как Он и Она прошли путь от взаимной лжи к взаимной искренности».

Из-за не доставленных вовремя декораций спектакль задержали на час. Все это время зрители терпеливо ждали, а журналисты, воспользовавшись шансом, душевно и обстоятельно поговорили с Гошей Куценко о жизни и профессии.

«Умное» кино

– У вас фильмография – на зависть многим актерам… Проходных картин практически нет…

– Ограничиваюсь проходными сериалами. «Последний мент» – это моя боль. Я столько сил отдал… И у нас была такая слаженная группа, мы качественно отработали! И работали с такой любовью… А потом 5-й канал взял и «слил» это все. И после этого я зарекся верить телевизионным чиновникам. Так что моя судьба – самому снимать кино и продюсировать его. Сейчас у меня в работе высокобюджетное, классное кино «Балканский рубеж» – такого у нас, пожалуй, еще не делали. Умный политический детектив, боевик и героическая драма.

Этим фильмом я хотел выразить свой взгляд на патриотизм. Задумана менее эмоциональная вещь, менее броская, вещь молчаливая, мужественная… В ней патриотизм не кричит с трибун, он в сердцах у людей. Люди, которые принимали решение, которые были готовы к подвигу… Фильм – о событиях в Косово в 99-м году – о развернувшейся там войне и о том, как русские солдаты помогали югославским военным в борьбе с косовскими сепаратистами. Именно тогда была эта ненаказуемая агрессия, когда были развязаны узлы войны. Возможно, именно тогда и началось безнаказанное путешествие вооруженных людей по планете. Картину эту я и продюсирую, и играю там как актер. Но не главную роль, а роль-сопровождение. Я занимаюсь этим проектом четвертый год, а сами съемки начали с осени – в октябре месяце. Надеюсь, весной фильм уже выйдет в прокат.

– Это ведь не госзаказ? Деньги-то на съемки где берете?

– Собираю, как могу. Наверное, что касается Великой Отечественной войны и панфиловцев – на это можно было использовать государственные средства. Но мне кажется, что слишком много уже эксплуатируют тему войны, идет какая-то спекуляция. Кто-то нашел для себя тему спорта, тему Космоса. Но я в космический корабль не залезу ввиду возраста и габаритов, а играть руководителя на земле – это не мое. А вот военная тема мне интересна.

Профессия неудач

– Во всех интервью вы говорите о том, что смысл жизни для вас – семья…


– Пытаюсь повторять выученные в детстве фразы.

– У вас три дочери, а мечтали наверняка о сыне…

– Вообще не думал никогда об этом...

– За кого из дочерей переживаете больше – за младших Женю и Свету, что растут рядом, или за старшую Полину (дочь от брака с Марией Порошиной – прим. авт.), которая вдали…

– Безусловно, я переживаю за всех своих дочерей, и дело тут вообще не в расстоянии, а в обстоятельствах. Когда трехлетняя Женя спускается с лестницы второго этажа, я переживаю за нее. Если у Светы, которой нет еще и годика, поднимается температура – то за нее. И это будет важнее переживания, прошла ли пробы Полина или как она «собрала» спектакль.

– То есть когда старшая дочь не смогла поступить в ГИТИС, вы не переживали?

– Нет. Зато она поступила в Щуку. Наша профессия на 90% состоит из неудач, и если Полина этого не знает, то я знаю точно. Поэтому совершенно спокойно отношусь к неудачам дочери на актерском поприще. Это не женская профессия. Я ей сразу же все карты открыл. Я вообще считаю, что для женщины, за редким исключением, главное – семья. У нормальной женщины это зов природы. Призвание женщины – продолжать род на земле, и глупо это отрицать.

Ради удовольствия

– Вы как-то рассказывали, что в свое время немного опасались играть женщину в фильме «Любовь-морковь»…

– Я же комедийный театральный актер и всю жизнь варюсь в этом котле, поэтому перевоплотиться в женщину для меня не сложно. Скорее, я опасался поменять амплуа. Я играл в одиозном, перестроечном, дерзком, военном кино. А тут начал играть еще и в семейном. Я изменил свою жизнь. Не могу сказать, что это был мой правильный шаг в кинематографе. Но я ведь человек спонтанный, делаю все ради удовольствия. Все мои поступки не от разума – по наитию.

Есть такие артисты, которые мыслят так, как их учили педагоги. У них расставлены приоритеты, они идут только в одном направлении. Они – герои! Они сами так считают и смогли всех убедить в этом. И люди верят. Как себя артист преподносит, так его и воспринимают. Таких много... А я другой – мне надо получать удовольствие. Когда Саша Стриженов позвал меня в этот фильм, я задумался на секунду и дал согласие. Хотя из-за «Любови-моркови» я не снялся в нескольких хороших картинах и отчасти об этом жалею. Мимо прошел один военный фильм, красивая картина Анны Меликян «Русалка», где мою роль сыграл Женя Цыганов… Но такое часто бывает, когда снимаешься в одном проекте, и из-за этого упускаешь что-то интересное. Так я не попал и в «Оттепель» Тодоровского – Паша Деревянко сыграл ту роль, которую мне предлагали.

– С Кристиной Орбакайте вы какие-то советы давали друг другу?

– Как правило, артисты не дают друг другу советов – каждый занимается своим образом. Советы дают режиссеры, продюсеры… Или те артисты, которых ты считаешь очень близкими друзьями, чтобы вы понимали друг друга, доверяли….