Газета,
которая объединяет

Гибельная скорость

После расшифровки параметрического бортового самописца разбившегося в Подмосковье самолета Ан-148 эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу, что причиной катастрофы стали искаженные показатели скорости, которыми располагали пилоты. А причиной отображения недостоверных данных в кабине самолета оказались непрогретые приемники полного давления (ППД).

Как поясняют специалисты, непрогретые зимой ППД на взлете забиваются снегом и влагой, которые превращаются в лед, после чего приборы начинают «врать». Пилоты Ан-148 видели на своих датчиках низкую скорость, не соответствующую реальной, и продолжали разгонять самолет, превысив все допустимые пределы, из-за чего он стал разваливаться уже в воздухе.

Это уже вторая катастрофа самолета данной модели. В 2011 году в Белгородской области во время учебного полета разбился Ан-148 военно-транспортной модификации, предназначавшийся для ВВС Мьянмы. Тогда погибли все шесть человек, находившиеся на борту. Одной из причин ЧП называлась как раз неисправность датчиков скорости, из-за которой летчики разогнали машину так, что она потеряла управляемость и начала разваливаться еще в воздухе. Впрочем, тогда искаженная скорость не стала в выводах экспертов основной причиной катастрофы. Главным фактором назвали отсутствие взаимопонимания между летчиками.

Проблемы с системой определения скорости не относятся к частым причинам технических жалоб эксплуатантов Ан-148, указывают специалисты.

К тому же разбившийся 11 февраля Ан-148 с бортовым номером RA-61704 не менее 15 раз попадал в различные внештатные ситуации, и некоторые из них представляли угрозу для безопасности полетов, выяснило ИА REGNUM. Так, в 2012 году после взлета самолета из берлинского аэропорта на взлетно-посадочной полосе обнаружили колесо улетевшего «Ана».

Кстати, еще за неделю до катастрофы Ан-148 было зафиксировано несколько случаев «расхождения показаний скорости» и на SSJ 100, которые использует «Аэрофлот», пишет «КоммерсантЪ», ссылаясь на телеграмму Росавиации. Причиной также стало образование льда «в условиях сильного снегопада, из-за замерзания воды, стекавшей с передней верхней части фюзеляжа и стекол кабины экипажа». Но самолеты тогда прекращали взлет и возвращались в аэропорты, поэтому трагедий удалось избежать.