Газета,
которая объединяет

Ориентированные, но не мотивированные

Почему НКО Воронежской области не спешат вступать в реестр поставщиков социальных услуг?
Рубрика: Политика№15 (2187) от
Автор: Ирина Лазарева

Реестр социально ориентированных НКО, получающих государственную поддержку, начал формироваться в регионе с 2016 года. На сегодняшний день в него вступили восемь местных организаций. Какие преимущества дает им новый статус, трудно ли его получить и стоит ли игра свеч – «Берегу» рассказал руководитель Ресурсного центра поддержки НКО Воронежской области Валерий Черников.

– Валерий Викторович, привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг является одной из приоритетных задач Ресурсного центра в последние несколько лет. Можно ли говорить об успехах в этой работе?

– Сейчас в реестре поставщиков социальных услуг числятся 117 организаций, из них только семь – некоммерческие. Еще одна – ООО «Добро плюс». Остальные организации – казенные и бюджетные, которые и без того занимаются предоставлением населению соцуслуг. Еще 33 НКО заявили о желании войти в реестр и занимаются сбором документов. К концу 2018 года, думаю, десять из них смогут получить новый статус. Конечно, этого пока недостаточно. Минимум 10% рынка социальных услуг в регионах, по распоряжению Минтруда, должны занимать некоммерческие организации. В Воронежской области рынок освоен пока что на 2-3%. Тем, кто числится в этом реестре, полагается компенсация от государства за оказанные гражданам услуги трех типов: стационарных, полустационарных и на дому.

– 2-3% – не маловато ли для города-миллионника?

– Тарифы на оказание услуг, установленные государством, на сегодняшний день катастрофически малы. К примеру, разовая уборка жилых помещений стоит десять руб., купание – почти 50, приготовление пищи – 12. Социально-психологические услуги – консультирование – оцениваются в 12-18 руб., обучение практическим навыкам ухода за тяжелобольными – в 43. Для госучреждений это адекватный тариф, потому как оплата коммунальных услуг, плата за аренду помещения и прочее – совершенно иные статьи расходов, которые покрываются не за счет этой компенсации, а из других источников. НКО же должны думать, как выжить исключительно на этот тариф. Вот потому некоммерческие организации не торопятся входить в реестр поставщиков: при неудачном раскладе они могут работать себе в убыток. Тарифы эти планируется пересмотреть, и тогда ситуация выровняется.

– А в чем плюсы реестра поставщиков?

– Для населения это – выбор. Для организаций – престиж и возможность получить грант от государства.

– Но ведь НКО – это организации, не нацеленные на извлечение прибыли как таковой. Реестр не противоречит данному утверждению?

– Любая НКО может получать за свою работу средства. Но есть одно но – и большое. Если коммерческая структура вправе распределять финансы как угодно, то НКО может тратить средства только на свою деятельность. Если организация умеет зарабатывать самостоятельно, то она сможет поддерживать свои социальные проекты в любое время, а не от гранта к гранту. Коммерческая составляющая – это стабильность, подушка безопасности. По такому принципу в Воронеже работают детская организация «Искра» и АНО «Маяк», которая занимается реабилитацией наркозависимых. Они предоставляют незащищенным слоям населения бюджетные места (в детских лагерях и реабилитационном центре соответственно – прим. авт.), в то же время принимая желающих на коммерческой основе.