Газета,
которая объединяет

Откуда берутся картины?

Художник Валентин Голубев пишет на религиозную тематику с семи лет
Рубрика: от

Несмотря на свой юный возраст – 14 лет, художник Валентин оказался человеком мудрым. Не только в сравнении со сверстниками, но и со многими взрослыми. Спокойный уверенный голос,  правильная речь. Этот молодой человек поразил меня с первого же слова.

Ни для кого не секрет, что художники – народ загадочный. Я не переставала приятно удивляться и задавалась вопросом: откуда же в столь юном мальчике столько серьезности, взрослости?

Особые уроки

«Во время занятий в художественной школе преподаватель, Анна Викторовна Жаглина, читала нам вслух книги, – рассказывает Валентин. – Абсолютно разные: начиная от сказок и заканчивая «Алхимиком» Коэльо и житиями святых. Создавалась особенная атмосфера, мы представляли героев…»

Под впечатлением от этих необычных уроков и стали появляться картины Валентина. В 7 лет он написал свою первую работу на религиозную тему – «Рождение Христа». «С этого все и началось. Можно сказать, случайно. Анна Викторовна просто предложила однажды: а попробуй написать вот так! Я попробовал. Получилось. Понравилось».

– А где сейчас эта работа?

– У бабушки. Она сохранила все мои рисунки, даже самые первые, детские. А вообще я редко отдаю или дарю кому-то свои работы. Сложно расставаться с вещью, над которой много думал, размышлял, как лучше ее сделать. В общем, можно сказать, что свои картины я пишу для себя. Если кто-то просит, делаю иногда иконы.

Сначала было впечатление

В детстве Валентин рисовал святых, часто не зная, как они выглядят на канонических изображениях. Он смотрел передачи или читал о них, а потом представлял их мысленно и изображал на бумаге. И, удивительно, но картины мальчика оказывались похожими на настоящие иконы. Так было, например, изображением Николая-угодника.

– А сейчас откуда берется вдохновение?

– Все так же – впечатление от прочитанного или увиденного. Вот, например, есть у меня картина «Над городом». Я написал ее после того, как прочитал зарисовку Бунина, которая так и называлась. Автор описывает, как еще ребенком любил забираться на колокольню и смотреть с высоты на город. А у меня так совпало, что я в тот момент сам на пасхальной неделе поднимался на колокольню. И, видимо, впечатления наложились друг на друга.

Эта картина одна из моих самых любимых; есть еще одна – «Сельская свадьба». Здесь мне, кажется, удалось передать обстановку темной сельской избы, в которой происходит важное для жениха и невесты событие. Трудно объяснить, почему мне что-то нравится, а что-то нет. Это связано с чувствами, с ощущениями.

Валентин рассказал, что несколько лет назад у него появилась мечта – поступить в духовную семинарию. Это не на шутку взволновало родителей. Но они поддержали мальчика и даже узнали, какие экзамены требуется сдать. «Не обязательно ведь после окончания семинарии быть священником, – рассуждает Валентин. – Я хочу сделать это для себя, чтобы больше узнать, лучше во всем разобраться. Но я решил все-таки немного подождать с поступлением в семинарию. Сначала отучусь в обычном вузе…»

В нынешнем году в стенах медакадемии состоялась персональная выставка работ Валентина Голубева. Как рассказывает художник, он совершенно не ожидал такого события. Сотрудники вузовского музея увидели работы и сами предложили ему организовать экспозицию. Работы юного художника высоко оценил и представитель Воронежской и Борисоглебской епархии отец Василий Бакулин.

А осенью юный художник принял участие в IV Международном конкурсе школьников-знатоков Основ православной культуры, который проходил в Крыму. «Это была моя первая серьезная поездка и первый столь серьезный конкурс, – рассказывает Валентин. – Я не ожидал, что нашей команде достанется главный приз – серебряная пальмовая ветвь!» Как рассказал мальчик, на заключительном этапе каждая команда выбирала представителя, который будет отвечать на вопросы до первой ошибки. Жребий пал на Валентина. «Мы рассчитывали, что от нас выступит капитан. Но в последний момент решили все-таки бросить жребий. И выпало идти мне». И вот так воронежская команда одержала победу в конкурсе. «В своей команде я встретил людей, с которыми мне есть о чем поговорить. Картин у меня с собой не было, но мне кажется, что с этими ребятами я мог бы обсудить и свое творчество», – делится впечатлениями Валентин.

– А с родителями ты не советуешься?

– Я спрашиваю мнение родителей, оно для меня важно. Но бывает так, что они предлагают что-то исправить, переделать, а я знаю, что по канону так нельзя. Поэтому чаще обращаюсь к своим преподавателям.

– А сверстники, друзья?

– У меня не очень много друзей. Свое творчество я со сверстниками обычно не обсуждаю. У нас слишком разные интересы. Но в этом году после переформирования классов появились люди, с которыми мне нравится общаться, с которыми я могу посоветоваться.

«Буду работать по своей тематике»

Валентин показался мне гораздо старше своих сверстников. Он серьезный, спокойный, задумчивый, и этим совсем не похож на ребят своего возраста, шумных озорных подростков. То ли его увлечение наложило такой отпечаток, то ли, наоборот, оно стало следствием «взрослости» мальчика.

– Я всегда интересовался историей, тем, что уже ушло, – вспоминает Валентин. – Был период, мне тогда было лет 8-9, когда я увлекался этнофольклором, темой двоеверия. Я любил слушать деревенские былички, и таким образом рождались сюжеты моих картин. Сейчас я иногда пишу натюрморты, пейзажи. Портреты никогда не писал. Максимум наброски, если просил кто-то из родственников. Это не мое. Не хочу, чтобы кто-то поправлял и обижался, что вышел не похожим на себя. Как у Пушкина в притче про художника и сапожника. (смеется.) На данный момент я нашел свою тематику – это история и религия – и собираюсь работать по ней».

Вот такое серьезное и совсем не детское увлечение у девятиклассника Валентина.

Юлия БУРД