Газета,
которая объединяет

В атмосфере «древности и изящных искусств»

Университетский музей стал прародителем Воронежского областного художественного музея им.Крамского
Рубрика: Социум№73 (2245) от
Автор: Наталия Осадчая

Воронежский областной художественный музей своим рождением обязан Воронежскому государственному университету. До 18 ноября в художественном музее работает выставка «Люди и вещи», посвященная Музею древностей и изящных искусств ВГУ и людям, создававшим его. Выставка приурочена сразу к двум юбилейным датам – 100-летию университета и 85-летию музея Крамского.

Музей древности и изящных искусств – предтеча Воронежского областного художественного музея – эвакуирован из Юрьева (Эстония) вместе с другим имуществом бывшего Императорского университета в 1918 году. Юрьевская коллекция считалась одной из лучших среди университетских музеев. Она формировалась уже в начале XIX века первым директором музея университета Карлом Моргенштерном.

В Воронеж коллекция прибыла почти целиком – более 14 тыс. предметов: античная керамика, западноевропейская живопись и графика. Изначально собрание музея оказалось в Перми и Ярославле, и перевозка его в Воронеж – заслуга прежде всего первого ректора ВГУ Василия Регеля.

Кстати, первый ректор ВГУ профессор Регель в 1930 году передал в дар музею из личной коллекции 577 монет, открыв тем самым еще одно направление – нумизматическое.

В начале 1920-х годов университетский музей активно пополнялся из национализированных частных коллекций, отдела по делам музеев при Наркомпросе, Государственного музейного фонда, и очень скоро трех комнат в главном корпусе ВГУ ему стало мало: в 1924 году экспозиция музея занимала уже семь залов в помещении бывшей домовой церкви кадетского корпуса.
В 1926 году музей переименовывают, и теперь он носит название Музея общей культуры.

С этого момента один из лучших университетских музеев теряет свои позиции – от него стали требовать антирелигиозной пропаганды, разъяснения задач коллективизации и индустриализации. Классическое гуманитарное образование оказалось не в чести, а старый профессорско-преподавательский состав подвергся травле. С поста директора музея уходит Регель.

Судя по документам, представленным на выставке, музей в конце 20-х – начале 30-х годов переживал не лучшие времена. В докладной записке в президиум облисполкома от 31 декабря 1932 года указывается, что «в помещении Воронежского гос. университета в течение нескольких лет находятся без использования выдающиеся художественные ценности». Тема «ненадлежащего использования художественных ценностей» находит отражение и в газетах «Красный университет» и «Красный Октябрь». («Все, что доступно в условиях ВГУ, нужно предоставить рабочим и колхозникам», – требуют студенты.)

В январе 1933 года облисполком решает открыть художественный музей на «базе б. /бывшего/ художественного музея ВГУ». С этой даты и ведет свою историю музей им.Крамского.

В настоящее время на первом этаже выставочного зала художественного музея расположена экспозиция Музея древностей и изящных искусств. Представлена она не полностью, но стремится передать основную идею университетского музея: все начинается с истории первых цивилизаций, далее следует русская живопись, а в глубине зала – западноевропейское искусство.

На втором этаже представлены предметы специализированных университетских музеев: археологического, геологического, зоологического, анатомического, народной культуры и этнографии Воронежского края, Музея книги.

В рамках работы выставочного проекта реализуется и просветительская программа – лекции, концерты и экскурсии выходного дня.