Газета,
которая объединяет

Железная логика развития

Гражданское производство ВМЗ – пример возрождения научных и промышленных центров страны
Рубрика: Экономика№7 (2275) от
Автор: Ольга Бренер

Увеличение выпуска продукции для «гражданки», переоснащение оборудования, профес­сиональная преемственность и возвращение старых партнеров – эти задачи для Воронежского механического завода – филиала «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» становятся приоритетными.

Товарный выпуск Воронежского механического завода в 2018 году превысил объемы 2017 года почти в два раза и составил 4,9 млрд руб. Возможно ли сделать такой рывок на отдельно взятом предприятии моделью для новой «сборки» всего региона?

НЕ РАКЕТАМИ ЕДИНЫМИ

Объем товарного выпуска по всем видам продукции мехзавода в 2019 году должен составить уже 6,3 млрд руб. При этом выпуск гражданской продукции планируется увеличить более чем в два раза. Но «гражданка» ВМЗ взяла технологическую планку намного выше уровня стиральных машинок и сельхозинвентаря, которые в 90-х стали символом конверсии военно-промышленного комплекса страны. Мехзавод после развала СССР первым в стране занялся выпуском неф­тегазового оборудования, подписав масштабный договор с Газпромом. Поэтому сейчас, помимо изготовления ракетно-космической техники для Роскосмоса и Минобороны, предприятие лидирует по производству продукции для нефтегазовой и железнодорожной отраслей. К тому же на рынке нефтегазового оборудования в связи с реализацией программ импортозамещения и налогового стимулирования отрасли для завода сейчас сложилась благоприятная конъюнктура.

В результате подписанного контракта с АО «Трансмашхолдинг» выпуск агрегатов и комплектующих для железнодорожной техники по сравнению с 2017 годом планируется увеличить в три раза. Начались переговоры с холдингом по освоению производства новых изделий. Так мехзавод становится не просто поставщиком, а стратегическим партнером «Трансмашхолдинга». ВМЗ расширил рынки сбыта и стал также изготавливать продукцию по ремонту подвижных составов для ремонтных депо ОАО «ЛокоТех». К 2020 году на ВМЗ планируется создание отдельного производства агрегатов и комплектующих для железнодорожной техники общим объемом в 1,2 млрд руб.

– В 2018 году нам удалось войти в график и выполнить все обязательства по договорам за предыдущие периоды. Во многом это стало возможным благодаря тому, что мы наладили систему материально-технического обеспечения, объединили все имеющиеся компетенции завода под решение первоочередных задач. Коллектив предприятия сумел мобилизовать все ресурсы и выполнить серьезнейшие планы и требования, – пояснил директор ВМЗ – филиала «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» Сергей Ковалев.

МОДЕРНИЗАЦИЯ КАДРОВ, СТАНКОВ И ПАРТНЕРОВ

В связи с таким производственным прорывом теперь перед заводом встала необходимость модернизации оборудования.

– Мы являемся комплексным поставщиком оборудования для ведущих нефтегазовых компаний России и если хотим и дальше реализовывать эту стратегию, то должны принципиально переоснастить производство. Иначе от резкого рывка вперед и увеличения интенсивности эксплуатации старые станки станут быстрее выходить из строя, требовать капремонта. А когда при росте заказов ключевое оборудование начинает сыпаться – ты вместо ожидаемой прибыли получаешь пени и штрафы. Поэтому мы вкладываемся в модернизацию, – говорит Сергей Ковалев.

В связи с обновлением оборудования требуется и «модернизация кадров» – как рабочих, так и инженеров-технологов, конструкторов, металлургов. В ближайшее время возрастет спрос на операторов станков с ЧПУ. К тому же к концу февраля предприятие выходит на полноценную двухсменную работу по производству гражданской продукции. Поэтому подписано соглашение о подготовке кадров с ВГУ и Вторым МАИ.

– Интеллектуальный потенциал и инженерная преемственность поколений для нас основное. И опыт старейших кадров, ветеранов мехзавода в связи с новыми перспективами просто бесценен. Они откликнулись и помогают нам своими знаниями и уникальным производственным опытом. А завод берет на себя дополнительные обязательства по их социальной поддержке. Специалистов такого уровня среднего возраста у нас пока не много, – отметил «Берегу» директор ВМЗ.

Сергей Ковалев развеял слухи о передаче части производственных площадей ВМЗ под жилую застройку. У предприятия прямо противоположные планы – развитие и повышение эффективности всех заводских площадок.

Новая производственная программа предполагает ежедневную и интенсивную их загрузку, а в перспективе также возвращение на рынки стран ближнего зарубежья.

– Я бы очень хотел, чтобы в ближайшие годы Воронеж вернул себе статус крупного промышленного и научного центра и чтобы студенты нашего профиля нашли себя здесь, а не уезжали в столицы или за рубеж. Регион должен снова славиться не только сельским хозяйством, но и промышленностью, – заключил Сергей Ковалев.