Газета,
которая объединяет

Неодолимая сила

Инициатива российского Министерства юстиции, призвавшего освобождать от ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства чиновников, если они оказались жертвами «обстоятельств непреодолимой силы», только поначалу вызывает недоумение. А если подумать, все укладывается в логику событий.

Нет, Минюст, конечно, не призывает прощать тех, кто впрямую берет взятки меченым налом под запись спецслужб. Так ведь и отчетную статистику силовым структурам можно подпортить, да и, по правде сказать, таким дуракам, что берут налом, самое место на нарах. Но, кажется, дураков этих уже немного осталось, и коррупция наша нащупала другие пути и методы.

Конкретных примеров «обстоятельств непреодолимой силы» ответственные работники министерства не приводят, но из намеков следует, что речь может идти либо о мелких муниципальных служащих (например, глава поселения небрежно заполнил декларацию о доходах), либо о нарушении запретов в части конфликта интересов.

Если проект вызван подлинной заботой о сельских депутатах и чиновниках, работающих в условиях жесточайшей бюджетной ограниченности, то нужно было принимать поправки, выдвинутые воронежским депутатом Госдумы Андреем Марковым, который предлагал освободить сельских муниципалов от заполнения деклараций. В самом деле сбор справок представляет для них серьезное бедствие, а работа у этих людей такая, что нажиться невозможно в принципе. Но проект Маркова был отвергнут, стало быть, дело все-таки в конфликте интересов.

А это – очень широкое поле. Начиная с госконтракта, который достается компании, учрежденной родственником заказчика, и заканчивая тем, что муж и жена, а то и целые «трудовые династии» служат в одной «государевой» структуре, например, в суде.

По моим впечатлениям, такое положение вещей стало нормой, с которой уже ничего невозможно поделать. То есть непреодолимой силой. И Минюст честно предложил ее узаконить.